Форум
Зима пришла!
Последняя новость:
Нет войне. Любовь победит.
Make Love, Not War.

RSS-поток всего форума (?) | Cвод Законов Дельты | На полуофициальный сайт Оксаны Панкеевой | Все новости

Вся тема для печатиОртанский университет, мед.кафедра (не для слабонервных!)
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Игры
Предыдущая тема :: Следующая тема :: Вся тема для печати  
Автор Сообщение
Sfinx Горячий кабальеро

Познавший Путь


Откуда: из Нуменора

Оберегает музы Dariona

Родители: Грейхарт

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 17:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Кля́тва Гиппокра́та — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача, а также общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать медиком.
Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка.
С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята — с поправками и изменениями. Начало меняется: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословен во веки веков; я не лгу».
По сообщениям прессы, в Северной Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.
В России «Присяга врача Советского Союза», утвержденная в 1971 г., в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.
В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.
В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.
В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.
«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:
обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
принцип непричинения вреда;
обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
обязательство личного совершенствования;
врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Текст клятвы в переводе на русский

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.
Многие больные отмечают, что порой доктора или целители бывают очень жесткими с ними при общении людьми. Люди должны понять, что врачевание – это очень сложная вещь. И особенно для самого врача или целителя. Дело в том, что доктор не просто исследует заболевание больного, он: фактически берет его на себя (впускает в свою биологическую систему через сострадание). Соответственно он переживает и начинает сам – болеть.
Мало кто знает, что смертность у врачей и целителей: очень высокая. Особенно у тех, кто работает с больными, имеющими смертельные заболевания. Вы только представьте сами: сколько в среднем больных ведет врач, целитель! И от каждого он имеет часть его болезни.
Поэтому врачи становятся очень замкнутыми и жесткими людьми, особенно наши, с плохо устроенным бытом!
Но как, же быть в этом случае? Ведь люди уже рождаются с талантами доктора или целителя, а значит, у них должна быть и защита свыше?
Так и есть. Профессиональные доктора или целители знают различные психологические приемы разгрузки, а также: места – где с них снимается чужая болезненная нагрузка.

Одно из таких мест является греческий остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова - Корфу). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.
17 веков назад он был епископом города Тримифунта и весьма почитался как при жизни, так и после смерти. Греческий чудотворец и целитель Святой Спиридон Тримифунтский издревле почитался и на Руси. «Солнцеворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом».

Наши предки отдавали честь Святому Спиридону Тримифунтскому за его реальное покровительство не только в защите врачей и целителей, но и в лечение больных, особенно в очень тяжелых случаях.
Каждый день, с утра в Храме Святого Спиридона, зажигают свечи и ожидают от святителя помощи. Люди молят Бога о благоволении и здоровье. Священники рассказывают, что чудеса исцеления случаются практически каждый день.
_________________
Когда очень больно, так легко впустить в сердце холод... А с ним Тьму.(с)
Не люблю, когда меня ругают. Особенно когда за дело.(с)


Последний раз редактировалось: Sfinx (24 Окт 2011 18:31), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 18:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Sfinx, молодец, зачёт!
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aelintanaeli Прекрасная леди

Познавший суть Пути


Откуда: Киев

На верной страже тылов Dzerginez

Дети: Сола

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 18:53    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Согласно Гомеру, в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:
Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.

Согласно Дарамберу, в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”.

Гомеровский эпос представляет собой не только самый древний "свод" наименований медицинского характера, но и своего рода базовый арсенал, из которого профессиональные врачи последующих эпох черпали необходимую медицинскую лексику. По всей вероятности, поэтический язык поэм впитал в себя уже давно существовавшую врачебную лексику, которая сохранялась и в последующие времена. У Гомера впервые встречаются наименования почти всех важнейших частей тела, органов. Большинство этих названий в том или ином виде употребляются и в современной анатомии и клинических дисциплинах, как правило, без изменения первоначального значения: например, blepharon, brachion, gaster, gloutoi, gony, iltiktylos, derma, enkephalos, haima, hepar, ischion, kardie, karpos, kystis, lapare, myelos, mese gaster, myon; odus, odontos, omphalos, osteon, pleure, pneumon, thorax и т. д.
Формирование профессионального языка древнегреческих врачевателей связано по времени с появлением нескольких первых объединений врачей на разных территориях. Эти объединения представляли собой медицинские школы, отличавшиеся друг от друга медицинскими принципами, хотя они причисляли себя к так называемым асклепиадам, т. е. потомкам рода Асклепия — легендарного врача, обожествленного последующими поколениями.
Гомеровский "Гиппократов корпус" — это сокровищница не столько анатомической лексики, сколько той, которая, выражаясь современным языком, относится к области физиологии, патологии (процессы развития болезни), симптоматики (признаки болезней) и нозологии (различные конкретные болезни под их собственными названиями).
"Гиппократов корпус" явился фактически стартовой площадкой для запуска всей последующей истории профессионального языка врача.
Из сочинений Гиппократа научная медицина унаследовала множество наименований: бронх, уретра, герпес, илеус, кахексия, карцинома, кифоз, лордоз, кома, нефрит, нома, парез, полип, симфиз, тиф, холера, экзантема, эмфизема, эритема, эпидемия, плеврит, пневмония, гепатит, эмпиема, тетанус, дизентерия, параплегия, эпилепсия, диарея и многие другие.
Значительный вклад в развитие биологической и медицинской терминологии внес великий греческий философ и ученый Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Из его сочинений в научный язык вошли следующие наименования: диафрагма, kolon, pankreas, kondylos, трахея, фата, экзофтальм, алопеция и др.
С началом эпохи эллинизма (конец IV—I в. до н. э.) центр древнегреческой науки и медицины переместился из греческой метрополии и с островов в Александрию. Здесь сложилась известная во всем тогдашнем мире Александрийская медицинская школа. Ее расцвет приходятся на IV—III вв. до и э. Особенно прославили ее ученые врачи Герофил и Эразистрат. Герофилу приписывается, например, авторство таких терминов, как "простата", "диастола" и "систола", meninx pacheia и meninx lepte — твердая мозговая оболочка и мягкая мозговая оболочка (основы терминов "пахименингит" и "лептоменингит" — воспаление твердой и мягкой мозговых оболочек). Он впервые применяет наименование kolon dodekadaktylon — двенадцатиперстная кишка, неточно трансформированное "варварской латынью" в анатомический термин duodenum.
Эразистрату (умер ок. 25 г. до н. э) приписывается авторство таких наименований, как паренхима, анастомоз (точнее synanastomosis), плетора, булимия (букв. "бычий голод") и др.
Александрийцы немало сделали для упорядочения и нормализации профессионального языка медицины. Именно при их участии он приобрел черты строгости и точности. К их авторитету часто обращались ученые врачи последующих эпох.
Эллинистическая медицина оказала огромное влияние на формирование древнеримской медицины. Греческий язык фактически выполнял функцию международного языка медицины, служил средством профессионального взаимопонимания для врачей разных этнических групп.

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.
В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность ... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).
Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»).
Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).
Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Высокий уровень древнегреческой медицины доказывается еще и находкой мужского черепа с отверстием диаметром в 1,62 см в левой теменной кости, которая указывает на хирургическое вмешательство на человеческий мозг!
Как оказалось, череп принадлежит мужчине в возрасте около 50 лет. Уровень тогдашних медицинских знаний очень высок. Визуальный осмотр черепа подтверждает, что после операции пациент жил еще долгое время.
Антрополог Астерис Аидонис, который и провел обследование находки, датирующейся около 2260 до н.э., заявил: ”Хирургическое вмешательство в левой части черепа, кажется, исцелилось со временем. Этот факт означает, что пациент жил после операции, и признаков инфекций очень мало. Эта операция является чрезвычайно тонкой даже на сегодняшний день. Первые исследования черепа заставляют нас поверить, что человек прожил пять или шесть лет после операции”.
_________________
Парадоксально, но часто свобода выбора не включает свободу от выбора отказаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 19:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Aelintanaeliзачет, конечно, но....
Дайте побрюзжать!
Вот опять, опять то же, что и у Шульвик: часть текста повторяет мой один в один! Не, я, конечно, понимаю, что Интернет он для всех и ничего нового там не найдёшь; что один и тот же текст с разными картинками скомпилирован и перекатан на разные сайты и в ЖЖ... Но повнимательнее можно? Я же не прошу вас делать НОВЫЙ доклад! Достаточно того, что вы скинете пару картинок и фактов, которых НЕТ У МЕНЯ!
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aelintanaeli Прекрасная леди

Познавший суть Пути


Откуда: Киев

На верной страже тылов Dzerginez

Дети: Сола

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 19:05    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Мэтр Оливье,
учту в следующий раз.
_________________
Парадоксально, но часто свобода выбора не включает свободу от выбора отказаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
becomefree Прекрасная леди

Мисс Дельта 2009


Откуда: Подмосковье


СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 19:39    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» — повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

«Гиппократов сборник» содержит сочинения по врачебной этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Указывая прежде всего на то, что лечить следует не болезнь, а больного, они говорят о необходимости помнить главное: «прежде всего не вредить». Позже этот тезис получил широкое распространение в латинской медицинской литературе: «Primum поп посеге». Врачу должны быть свойственны «презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью». Знаменитую «Клятву» до сих пор называют «Клятва Гиппократа». И сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят врачи после окончания обучения врачебному искусству. В Древней Греции она, с одной стороны, была гарантией высоких нравственных качеств врача, а с другой — обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей — Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости наказания врача, нарушившего клятву.

Эту клятву принято называть именем Гиппократа не потому, что он был её автором (она переходила в устной форме от одного поколения к другому и в основных чертах была создана до Гиппократа), но в его честь. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.
_________________
Находя знание - теряешь веру
Находя богатство - теряешь совесть
Находя любовь - теряешь голову
И только потеряв все - находишь свободу

Зовите меня просто - Хозяйка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 20:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

becomefree, есть зачет!
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shulvik Прекрасная леди

Возмутитель спокойствия


Откуда: Харьков

Родители: Эриа
Дети: Germesida, Miss Azil, Кассандра, NATHALIE

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 21:42    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Одним из основателей медицины в Древней Греции признавался Эскулап — египтянин, переехавший в Грецию. От Эскулапа считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады.
Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов медицины. Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю.

В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя; из неё вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причём обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу.
Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали её научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах.
Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие.
Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицина изучалась с различных сторон.

Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины. Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку.
Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека.
В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты.
Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил.
Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, почему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: напр., при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицины. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств.
Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной медициной относительно недавно (напр. постукивание и выслушивание, а некоторые ещё ждут основательной разработки). У Гиппократа хирургия описана столь полно, что невольно вызывает удивление даже в наше время. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов; оттого ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы и растерзанию волкам.
_________________
Любовь лишает людей способности мыслить здраво, зато дарит способность не задумываться о будущем и не лишать себя настоящего. (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 24 Окт 2011 21:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Shulvik, есть зачёт!
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Morowell Прекрасная леди

Жрица Мааль-Бли


Откуда: Киев

Полирует доспехи Эриа

Родители: Дарина и Мэтр Оливье
Дети: mainglot, Llien_Alana, Лисёныш, Аришок

СообщениеДобавлено: 25 Окт 2011 00:21    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Для греческой и римской цивилизаций характерно большое внимание к здоровью, понимаемому как наилучшее физическое состояние, чьими столпами были диета, гигиена и физические упражнения.

Античная Греция характеризовалась антропоцентрическим мышлением, полагавшим человека мерой всех вещей, что способствовало изучению медицины, ориентированной на сохранение тела в хорошем состоянии.

Диететика, по-видимому, родилась как часть ритуала пифагорейских сообществ, но затем распространилась по всей Греции, превратившись в свод правил для здорового образа жизни. Родоначальником диететики считается Гиппократ (~460–355 г. до н.э.), поскольку он подчеркнул ее важность в трактате «О воздухах, водах и местностях» из такназываемого «Гиппократова сборника» — собрания различных трактатов, написанных врачами-гиппократиками. В этих текстах слово «диета» употребляется в трех значениях: диета (diaita), которая охватывает питание, физические упражнения, профессиональную деятельность, особенности места проживания и социальных обычаев; диета как терапевтический прием и диететика для укрепления здоровья, которая основана, согласно самому Гиппократу, на умеренности в питании и сексуальной активности.
В целом диета у греков была достаточно сбалансированной, поскольку включала фрукты, злаки, овощи, рыбу и жиры (оливковое масло). Мясо потребляли в небольших количествах, а вино обычно пили разбавленным водой.

Гигиена была деятельностью личной, а не общественной. Улицы греческих городов были тесными и неровными, использованная вода стекала к центру, где скапливались отбросы, что способствовало появлению эпидемий. Лишь немногие владели личным туалетом, а душ был примитивным. Хотя многие греки презирали баню, считая ее признаком изнеженности, большинство пользовались туалетом и купались в бассейне. Сидя в воде по пояс, греки натирали тело египетской мыльной пастой, состоящей из воды, масла и воска растительного и животного происхождения. Бедняки также могли поддерживать чистоту, поскольку были общественные купальни на перекрестках. С другой стороны, на самых роскошных пирах ванна была элементом престижа, предлагавшегося приглашенным, куда включался массаж с ароматическими маслами (из цветов, миндаля и шафрана).


Греки были очень озабочены сочетанием физических упражнений с интеллектуальным развитием, так что в гимнасиях до двенадцати лет равным образом развивали кость, силу, быстроту и сообразительность. Если вначале это был просто отгороженный участок земли, разделенный на участки для разных упражнений, то впоследствии гимнасии эволюционировали в сложные постройки с крытыми залами, галереями, портиками с колоннами и купальнями. Как рассказывает Витрувий в «Десяти книгах об архитектуре», атлеты тренировались в зале, называемом «эфебейон», с помощью тренеров, или педотрибов, их также обучали учителя литературы, риторики и философии, требовавшие рассуждений на разные темы, в специальных залах. Возле эфебейона был корикей (зал для игры в мяч), конистерий (где посыпали себя песком перед состязаниями), купальни, или латруны, гимнастерии (помещения для раздевания) и элайотесий (для массажа и умащения маслом), возле купальни с холодной водой и помещения с горячей водой. Бани у Дипилонских ворот в Афинах состояли из круглого зала с отдельными терракотовыми ваннами, в которых сидели в горячей воде, тогда как через трубу шел обильный пар. Над каждой ванной была ниша, чтобы оставлять одежду.

Очень близко, в соседнем помещении, находилась палестра (помещение для спортивных состязаний). Снаружи были участки для бега, парадромии, или дорожки для упражнений, окаймленные рощей, полукруглая площадка, окруженная скамьями, для игр и атлетических представлений, и граматей, где хранились архивы. Там проводились различные упражнения: бег, метание диска, прыжки, борьба, кулачный бой, боксирование, пятиборье и танец.

Все важные города имели одну палестру, а Афины насчитывали три. Поскольку тело, особенно красивое благодаря спорту, не презиралось, атлеты занимались физическими упражнениями совершенно обнаженными, после купания и покрытые тонким слоем масла и очень мелкого песка, который покупался в лавках гимнасия. Женщины не занимались физическими упражнениями, кроме спартанок, которые показывались на объявленных праздниках: для народа, посвятившего себя войне, каким были спартанцы, иметь атлетически развитых женщин было необходимо, чтобы рождались сильные воины.


_________________
Коротко о себе: Волшебная на всю голову!

Мне вчера сказали, что я живу фантазиями. Я чуть с дракона не упала)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 25 Окт 2011 23:21    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Morowell, молодец, моя отличница! Зачет!
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 28 Окт 2011 18:42    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Сегодня я расскажу вам о медицине в стране цветущих лотосов, многоруких богов и сандаловых благовоний - Древней Индии...


Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего в Атхарваведе. Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Практики Аюрведы отклонили волшебные средства и искали связь между болезнью и лечением. Легендарным прародителем Аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье.


Первая военно-медицинская школа в мире была основана приблизительно в 1500 до н.э. в городе Таксил, в современном Пакистане. Индусский автор Сушрута собирал энциклопедию лечений приблизительно в 600 г до н.э. Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I–II вв. н.э.).


Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше – в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах:
*лечение ран,
*лечение болезней области головы,
*лечение болезней всего организма,
*лечение психических заболеваний,
*лечение детских болезней,
*противоядия.
Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность».
«Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций (среди них первые описания ринопластики и октопластики: пластическая хирургия носа и уха) 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов.

В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова – секрецию желудочного сока. О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:
«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня —демон; знающий силу молитв — пророк; знакомый же со свойствами ртути — бог!»


Сохранилось немало сведений о Школе Сушруты, в которой были лаборатории для приготовления лекарственных средств, отдельные комнаты для занятий и оборудованные операционные залы. Обучаясь у Сушруты, ученики использовали предметы, похожие на пораженные болезнью органы, – плоды растений и мешки, наполненные водой. Искусству кровопускания учились на сосудах мертвых животных и на стеблях водяных лилий, извлечению твердых тел – на плодах панаса, перевязкам – на макетах, технике катетеризации – на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучающийся медицине обязан был знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию, овладеть всеми гранями врачебного искусства.
«Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическим сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом.»

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы».
Развитию хирургии значительно способствовало то, что вскрытие трупов с целью изучения анатомии обычно не встречало в Индии противодействия. Тело умершего препарировали особым деревянным ножом, поскольку металлический скальпель мог разрезать тонкие сосуды и связки. «Врач, желающий узнать причину недуга, должен взять тело мертвого человека и исследовать каждую его часть соответствующим образом.»

Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом; останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали вытяжения, неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей. Операции производили с обезболиванием, применяя для этой цели опий, белену, гашиш, вино, индийскую коноплю. При проведении больших операций использовали черных муравьев, которые намертво прикусывали края ран.

Хирургический инструментарий делали из стали, производство которой было освоено индийцами. «Шастра (острые инструменты) должны быть изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами), использующими проверенные способы. Изготавливать их следует из хорошо обработанного твердого металла; цвет их должен напоминать голубой лотос и форма должна соответствовать названию».

В наименованиях инструментов упоминались львы, медведи, тигры, волки и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих животных обращался хирург, приступая к операции. Они должны быть приятны на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке и способны расщепить волос. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Перед операцией инструменты обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.
Сушрута описал 125 различных инструментов и разрешал хирургам изобретать новые для каждого отдельного случая.


Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь видов:
ахарья (извлечения твердых тел),
бхедья (иссечение),
чхедья (разрезание),
эшья (исследование),
лекхья (скарификация, надрез),
севья (наложение швов)
висраванья (выведение жидкости).

Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного носа. Травмы носа были обычным явлением в древней Индии. Нос считали символом гордости и достоинства, и он, как таковой, представлял заманчивую цель в бою. Система правосудия также предписывала ампутацию носа для преступлений, таких как супружеская измена; следовательно, спрос на носовую реконструкцию был широко распространен. Даже носовые проходы могли быть восстановлены, используя короткие полые палочки. Применялись мед и масло: пропитанный маслом хлопок использовался, чтобы «украсить» восстановленный нос. Эта сложная операция, в конечном счете, стала известной на Западе как "индийский метод". Был спрос и на лицевую реконструкцию взрослых и детей, чьи тяжелые украшения для уха раскалывались, и повреждали мочку. Эта проблема легко устранялась путем взятия кожи со щек и зашивания в порванную мочку.


Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика — катаракты. Сушрута не случайно описал в своем трактате 76 глазных болезней и методы их лечения: хрусталик считался одной из важнейших частей человеческого организма, в которой сохраняется «вечный огонь».


Этические требования к врачевателю изложены в «Чарака-самхите»:
«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому».

Этических норм врачеватели придерживались и в отношении оплаты своего труда. За тысячи километров от Греции за несколько столетий до Гиппократа древние индийцы пришли к тем же выводам. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов (жрецов). Если же зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф, величина которого зависела от социального положения больного.
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sfinx Горячий кабальеро

Познавший Путь


Откуда: из Нуменора

Оберегает музы Dariona

Родители: Грейхарт

СообщениеДобавлено: 28 Окт 2011 18:55    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

МЕДИЦИНСКИЕ ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийские тексты повествуют об успехах легендарных врачей древности. Одним из самых знаменитых был Дживака.

Согласно преданию, он учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, известном своей медицинской школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и определить, какие из трав не имеют лечебных свойств. После долгих опытов Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература содержит множество рассказов об удивительном искусстве врачевания, которым прославился Дживака. Он делал сложные хирургические операции, изучал влияние климата на здоровье человека и лечил самого Будду.
Разнообразные лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев — человек, знающий силу молитв — пророк, знающий же свойства ртути — бог», — учит старинная индийская поговорка. Уже в ведических текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая готовилась из металлической ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее соединений в алхимических превращениях говорит средневековое название индийской алхимии — «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах, где подробно описывалась «расашала» — помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную раковинами, разнообразной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями для промывания составов, надувными мехами для горна и многим другим, украшали многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть, предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали от примесей, «лечили» с помощью лекарственных трав — алоэ, лимона и красной горчицы.
Исторические параллели: Использование препаратов ртути для лечения многих заболеваний пришло впоследствии из индийской медицины в греческую и тибетскую. Тибетский медицинский трактат VII в., содержащий перевод индийских рекомендаций по лечению болезней, носит название «Драгоценные четки ртутных составов». Алхимическая традиция индусов получила самостоятельное развитие в средневековом арабском искусстве врачевания, которое оказало большое влияние на медицину и алхимию средневековой Европы. Об употреблении мышьяка и ртути в восточном искусстве врачевания сообщал европейцам Марко Поло в XIII в. Он писал о том, что жители Индии считают полезным для себя ежедневное внутреннее употребление в небольших дозах ртути с серой. Лечение эпидемических заболеваний соединениями ртути пришло из Индии в Древнюю Русь: «ртутными мазунями» лечили кожные болезни и изгоняли нательных паразитов. Применение лекарств на основе ртути в Европе связано с развитием алхимии в эпоху Возрождения, Мази, содержащие ртутные препараты, обладают противомикробным и противовоспалительным действием. Они широко используются в современной медицине.

Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке — великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.
Исторические параллели: Активное воздействие на организм с целью обострения болезни для выявления ее симптомов применялось в тех случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для тех случаев, когда нужно «выманить» болезнь, «поднять» ее. В этом можно увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина.
Чарака

дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Исторические параллели:
Индийское слово «самхита» означает не только «трактат», «сочинение», но и «комментарий». Древние медицинские книги часто представляли собой комментарии к еще более ранним произведениям. Так, папирусы Эберса и Смита содержат комментарии фрагментов не дошедшей до нас египетской «Книги сердца». В названии китайского медицинского трактата «Ответы на трудные вопросы», обычно приписываемого Бянь Цяо, отражен характер книги: это комментарий трудных для понимания фрагментов медицинских сочинений древних авторов. Позже, в средне-
вековой Европе, авторы комментировали переводы трудов Гиппократа и Галена. Трактаты Чараки и Сушруты содержали множество комментариев к медицинским сведениям из Вед, а также собственные наблюдения.
Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач — Сушрута.

Его имя традиция связывает с медицинской школой в Бенаресе. Вероятно, после ее окончания Сушрута был учителем в этой школе, выпускавшей врачей и хирургов. Всю жизнь он жил и практиковал в этом городе. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных болезней.
Сушрута писал, что многие болезни являются следствием порчи трех основных
субстанций — воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в организме может быть
вызвана чрезмерным трудом или обильной пищей, она приводит к 80 различным
болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или испуга и влечет за собой 40
болезней; к порче слизи и к 20 болезням могут привести бездействие, апатия и
продолжительный сон.
Кроме того, причинами болезни считались нарушения естественного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты выделены три причины возможного нарушения этого равновесия:
— патологические изменения внутри самого организма, обусловленные либо
естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным для здоровья обра
зом жизни человека;
— внешние обстоятельства (влияние климата, травмы, отравления, укусы змей и
другие подобные причины);
— действие сверхъестественных сил — богов и демонов, а также «неизбежных
процессов», сопровождающих старение организма.

Исторические параллели:
В медицине многих стран Древнего мира, античности и средневековья различали болезни, происходящие от естественных и сверхъестественных причин. Сведения об этом содержат клинописные таблички и египетские папирусы, римские энциклопедии и христианские средневековые рукописи. Искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы следует применять в разных случаях. Интересен в этом отношении эпизод из жизни известного китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V—Wee. до н.э.). Когда он заболел, к нему пришел ученик и спросил: «Господин, вы говорите, что духи разумны и управляют бедствиями и благословениями. Они вознаграждают добро и наказывают зло. Вы — совершенномудрый, как же вы можете болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем правильно, или что духи все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я болен, почему духи не должны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может подхватить болезнь. Некоторые болезни подхватываются из-за жары или холода, другие — от усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители не смогут войти?».
Обратимся к другому историческому свидетельству. Христианский епископ Григорий Тур-ский (Vie.) повествует в своих записках о том, как однажды, почувствовав сильную головную боль, он пошел в церковь и помолился у гробницы святого — боль утихла. Однако он не остановился на этом и предполагая, что причиной боли был избыток крови, сделал себе кровопускание. Боль тотчас возобновилась. «Каждый человек может из этого происшествия вывести поучение, — заключает епископ, — что не следует прибегать к земным средствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными средствами».
Вот наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветки дерева..., которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. В зависимости от времени года и темперамента человека выбирают дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны».
Исторические параллели: Подобные приспособления для чистки зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они также применяются у многих современных народов.
Индийские врачи знали о том, что бешенство происходит от укуса бешеными животными, славились своими противоядиями от укусов змеи. Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде, рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости немедленно перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание, причем между губами и раной прокладывали кусок рыбьего пузыря.
Исторические параллели: Подобным образом египетские врачи обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и накладывали выше раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.
В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч. «ethos» — обычай, характер). Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство... Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом».
Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».
В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.
_________________
Когда очень больно, так легко впустить в сердце холод... А с ним Тьму.(с)
Не люблю, когда меня ругают. Особенно когда за дело.(с)


Последний раз редактировалось: Sfinx (28 Окт 2011 19:21), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 28 Окт 2011 19:12    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Sfinx, зачет!
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aelintanaeli Прекрасная леди

Познавший суть Пути


Откуда: Киев

На верной страже тылов Dzerginez

Дети: Сола

СообщениеДобавлено: 28 Окт 2011 19:16    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В «Атхарваведе» возникновение болезней связывается с воздействием злых духов или расценивается как наказание богов, а излечение недугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. В соответствии с господствующими представлениями лекарь так и назывался – бхишадж («изгоняющий бесов»).
Чуть позднее в Индии, как и в Древнем Египте, стал соблюдаться принцип разделения труда. Появилось несколько врачебных специальностей: рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний). В I–II вв. н.э. в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма.

Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях. Аюрведа содержит описания множества обрядов магического врачевания, заклинаний против злых духов и демонов, которые приносят болезни. Древние лекари назывались «изгоняющие демонов». С другой стороны, в соответствии с религиозно-философскими учениями индусов, здоровье человека связывали с гармоничным сочетанием трёх основных субстанций организма — воздуха, огня и воды. Ведийские тексты упоминают еще о двух стихиях — земле и пространстве (эфире). Различные комбинации этих элементов привели к возникновению человека и всей вселенной.
В соответствии с натурфилософским учением индусов, все три элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе — носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы. В организме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это, прежде всего, нервная система, а также — кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца, главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли тепло, которое возникает в процессе пищеварения и правильного обмена веществ. Источник его — «живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые субстанции.
В индийском учении о «живительных соках», поддерживающих теплоту тела, указывается на кроветворную функцию селезенки: эти соки, проходя печень и селезенку, окрашиваются в розовый цвет и превращаются в кровь. Далее из крови возникают пять основ организма — плоть, жир, кости, костный мозг и семя.
Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.
Мед как питательная и вкусная еда с самых древних времен привлекал внимание людей. Среди рисунков каменного века сохранилось изображение окруженного пчелами человека, извлекающего мед из дупла дерева.
В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бог Вишну, олицетворяющий небо и жизнь Вселенной, часто изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса.
Уже в глубокой древности знали и ядовитый («пьяный») мед, который получается из нектара ядовитых растений, в их числе — рододендрон, азалия, аконит, некоторые виды вереска. Вот как повествуют древнегреческие хроники об отравлении воинов в Колхиде: «Пчелиных ульев там было необычайно много, и все солдаты, которые ели сотовый мед, теряли сознание, заболевали рвотой и поносом; ни один из них не мог держаться на ногах. Те, что съели много — как сумасшедшие, а несколько человек, казалось, были при смерти. И все они лежали на земле будто после поражения, и наступило всеобщее уныние. На следующий день обнаружилось, что никто не умер; и заболевшие пришли в себя в тот самый час, в который потеряли сознание накануне, а на третий и четвертый день они поднялись...».
В Древнем Египте, Вавилоне, Индии был известен не только пчелиный мед, но и пчелиный яд — чрезвычайно эффективное лекарственное средство. Самую большую сложность представлял процесс «добычи» этого вещества. В XVII в. медики, желая получить пчелиный яд, высушивали и истирали пчел целиком, чтобы потом подмешать в питье полученный порошок. Современная медицина использует электрический ток напряжением 6—8 вольт. Раздраженные током, пчелы жалят специальную пластинку. Позже в лаборатории из нее выделяют яд.
Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний народов Азии является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона.
Собственно тибетская медицина складывалась на протяжении веков на основе древней индийской медицины и сохранила многие ее черты до последнего времени. Основное сочинение тибетской медицины "Чжуд-Ши" является переводом древней санскритской медицинской книги, ныне не сохранившейся. И потому вполне правомерно говорить не о чистой тибетской медицине, а об индо-тибетской традиционной системе.
Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности. Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина.
К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.
Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма.
Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.
Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени. Врач в Индии и Тибете обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки.
Характерно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.
Основы древней традиционной индо-тибетской медицины передавались от учителя к ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим названием "Аюр-Веда", что в переводе с древнего индийского языка - санскрита - означает "Книга Жизни".
В "Аюр-Веде" описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицинскую теорию.
_________________
Парадоксально, но часто свобода выбора не включает свободу от выбора отказаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Игры Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 5 из 7

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Оксана Панкеева рекомендует прочитать:

Цикл завершается последним томом:

Оксана Панкеева, 12-я книга «Распутья. Добрые соседи».