СПИСОК СТУДЕНТОВ И КОЛИЧЕСТВО ЗАЧЕТОВ: Morowell -5
Shulvik - 4
Aelintanaeli - 4
mainglot -2
Sfinx -4
becomefree - 4
*********************************************
Итак, господа студенты! Поздравляю со вступлением в нашу Альма Матер. Нам предстоит большая работа. Мы изучим, как менялась медицинская помощь страждущим на протяжении многих веков, какие способы и методы лечения существовали в тот или иной исторический период, как видоизменялись в зависимости от продвижения науки вперёд, а какие используют и по сей день. Рассмотрим некоторые ядовитые вещества, запомним алхимические элементы и их обозначения. Научимся готовить некоторые лекарственные средства, как натуральные, так и магические.
Первая наша лекция будет посвящена доисторической медицине.
Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.
Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших. Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства, как существа социального. Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад.
Кости скелета мужчины в пещере Шанидар, жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил среди сородичей, которые оказывали ему помощь, и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).
Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар представили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Шанидар-IV показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник, золототысячник , крестовник, эфедра, алтей и др. Причем некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-видимому, его сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.
Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens.
Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.
Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах...
...умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.
Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед природой порождало фантастические и иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.
Тотемизм (алгонкинск. от-отем — его род) —вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.
Фетишизм (португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода,, т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться.специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).
Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти. представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Магия (грея, mageia — колдовство) —вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.
Среди многочисленных разновидностей магии (изменения погоды, удачу на охоте) была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками, позднее - шаманами и колдунами.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Однако в целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Скальпелем им служил свежезаточенный клинок или крепкий скребок, высеченные из кремня.
Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции. На другом черепе учеными были обнаружены сразу два следа от трепанации, сделаных в разное время, да при этом так, что оба отверстия успели затянуться тонкой костной тканью. Получается, что древний пациент успешно пережил две операции, а хирург не только удачно проделал трепанации, но и справился с послеоперационной инфекцией!
Вот что говорит об этой удивительной находке Сандра Пикхлер из Фрейбургского университета, археолог, принимавшая участие в раскопках: «…Итак, у этих древних людей был очень хороший хирург и какие-то способы подавления инфекции. Хирург должен был иметь длительную практику. Факт обнаружения на одном черепе следов сразу двух трепанаций косвенно это подтверждает: если бы имела место только одна операция, можно было бы сказать, что древнему хирургу просто повезло. Но раз пациент уцелел после второй операции, значит, врач обладал определенными навыками и знал, что надо делать».
Рис.1 - археологическая находка со следами трепанации;
рис. 2, 3 - примеры удачного проведения трепанации;
рис. 4 - а этому не повезло...
В -то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории: медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.
Причина трепанации —вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет покинуть тело больного. Подобная точка зрения продержалась на удивление долго и мы к этому неоднократно вернёмся...
В целом врачевание периода расцвета первобытного общества характеризуют: целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике и совершенствование приемов рационального врачевания; дальнейшее развитие гигиенических навыков (одежда из,шкур, устройство жилищ); в области оперативного врачевания — лечение ран средствами растительного, животного и минерального происхождения,
шинирование (наложение шин на поврежденную кость), кровопускания,
ритуальное обрезание,
использование в качестве инструментов врачевания изделий из камня, кости, рыбьей чешуи и т. п.,
эмпирическое применение природных опьяняющих и наркотических средств в качестве обезболивающих;
в области социальных отношений — дальнейшее развитие коллективного врачевания и зарождение лечебной магии на основе фантастических верований и превратного миросозерцания.
К числу оперативных методов врачевания первобытного общества, относятся, по некоторым данным, и... кесарево сечение! В 1865-м году один путешественник присутствовал при подобной операции в одном из племен Центральной Африки: в качестве наркоза и антисептика использовалось банановое вино, для остановки кровотечения использовалось прижигание. Вместо швов были использованы медные гвозди. Выздоровление женщины наступило на 11-й день...
Итак, мы рассмотрели человеческую медицину на её начальном этапе. Если вы не уснули на первой же лекции, добро пожаловать на остальные, тем более что на следующей я расскажу о стране пирамид и мумий, стране рабов и фараонов, стране, в которой медицина и наука о теле человека вышла на новый виток...
Урок окончен, всем спасибо, все свободны!
_________________ -Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Последний раз редактировалось: Мэтр Оливье (4 Дек 2012 21:51), всего редактировалось 19 раз(а)
Селлир, ещё рано. Напомни ближе к шестнадцатому веку...
_________________ -Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Я весьма рад, что меня перевели на медицинский! Могу я узнать, кто мои одногруппники? _________________ Когда очень больно, так легко впустить в сердце холод... А с ним Тьму.(с)
Не люблю, когда меня ругают. Особенно когда за дело.(с)
Sfinx, кажется ещё Моровелл и Бекомфри... Если я правильно прочла ведомости. Селлир заинтересовалась, я ей уже Босха пообещала. Аришок вроде не прочь ещё послушать...
Впрочем, я так думаю, что после первой лекции народу ещё прибудет... _________________ -Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Мэтр Оливье, да у вас там плюсом география других миров идет: Южная Африка, Австралия)) объясните заодно студентам на паре где это, пока они после самогона чая искать не собрались))
Мэтр Оливье, Шадди
а совмещать две специальности разрешается? А то уж больно заманчивыми будущие лекции кажутся... _________________ Парадоксально, но часто свобода выбора не включает свободу от выбора отказаться.
Шадди,
Я-то не против, главное, заручиться согласием преподавательского состава))) _________________ Парадоксально, но часто свобода выбора не включает свободу от выбора отказаться.
Мэтр Оливье, не возьметесь в качестве доп. работы за медицинскую экспертизу?) И медикам приятно и юристам полезно) И все довольные сидят на ваших парах)
Шадди, если я начну искать в Интернете информацию по медицине мира Дельта, у меня комп задымится и сгорит
Так что пусть будет альфовская медицина, по ней хоть учебники уже написаны, и Америка с Австралией уже открыты))). Да и анатомия-физиология жителей двух миров абсолютно идентична; генетически тоже нет отличий, т.к. имеются неоспоримые доказательства наличия совместного потомства.
В принципе, на мои лекции может придти любой желающий. Тема-то интересная, для общего образования очень полезна.
Только если Вы вошли в анатомический театр, увидели что-то СТРАШНОЕ и ПРОТИВНОЕ - помните, куда Вы пришли, а если и норовите упасть в обморок - падайте за дверью, не отвлекайте моих студентов! _________________ -Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Последний раз редактировалось: Мэтр Оливье (10 Окт 2011 21:58), всего редактировалось 1 раз
Мэтр Оливье
Медицинская экспертиза! Это же жутко интересно! Может возьмётесь, а? Присоединяю свой голос к просьбе Шадди. _________________ Когда очень больно, так легко впустить в сердце холод... А с ним Тьму.(с)
Не люблю, когда меня ругают. Особенно когда за дело.(с)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах