В писательской кухне для каждого жанра есть свой рецепт. Славянское фэнтези не исключение. С одной стороны, главные составляющие — историко-мифологические данные: предания, былины, мифы. С другой — стандартные фэнтезийные каноны: любовь, приключения, странствия. От пропорций, в которых смешиваются эти ингредиенты, и зависит конечный результат.
Основателем жанра славянского фэнтези можно назвать сам народ. Уже в сказках и былинах присутствуют главные жанровые признаки. Это и герои — Илья Муромец с Добрыней и Алешей (они же Арагорн с Леголасом и Гимли), и злодеи — Кащей Бессмертный (этакий Саурон). Это и орки-половцы, и Тридевятое царство-Мордор. Да и сюжетные цели похожи: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”. Славянский фольклор так и просится улечься в фэнтезийные рамки. Неудивительно, что вслед за волной героического фэнтези с Запада на одной шестой части земной суши забился ручеек фэнтези местного, славянского. Со временем он превратился в полноводную реку и даже разделился на несколько потоков.
Подробная информация здесь: http://www.mirf.ru/Articles/art689.htm
Представители: Мария Семенова ("Валькирия", "Волкодав", "Там, где лес не растет"), Елизавета Дворецкая (“Ветер с Варяжского моря”,“Колодец старого волхва”), Ольга Григорьева ("Берсерк", "Тень волка", "Священный призрак"), Юрий Никитин (“Трое из леса”, “Княжеский пир”) итд.
Кин, проведеные Вами аналогии славянского фентези и Толкиена немного неверны: Профессор черпал вдохновение в короле Артуре и английских (кельтских) легендах. А славянская история и фольклор имеют свои корни, отличающиеся от западноевропейских. Эльфы-гномы-гоблины по Руси не шастали - своей нечисти было вдосталь: лешие, водяные, домовые, Соловьи-разбойники и Змеи Горынычи... Быль и небыль сплелись в тугой клубок, да так, что теперь уже и не поймёшь - было? Не было? Но между тем, очень многое - реальная история. Из учебника, а не книг со сказками. Поверьте киевлянке: Змиевы Валы не похожи на Ородруин, Лысая Гора есть в любом старом городе, где ранее существовал культ Перуна, половцы и прочие татаро-монголы - вполне себе реальные племена, время от времени набегавшие на Русь, а мощи Преподобного Илии из города Мурома до сих пор лежат в Киево-Печерской Лавре, где славный богатырь окончил свои дни... (приезжайте - покажу!)
Хотя да, не могу не согласиться с тем, что вышеупомянутые и весьма колоритные персонажи, места и события так и просятся в литературу в стиле "фэнтези". Или "иронического фэнтези" - вроде цикла А. Белянина "Тайный сыск царя Гороха"... _________________ -Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Мэтр Оливье в Лавре была, однако до Илии не добрела. Но мед домой привезла очень вкусный
Что же по поводу аналогов с Толкиеном, моя позиция больше сходна с Вашей, так как эльфы и гоблины действительно по Руси не шастали, согласно различным эпосам. Здесь я просто привела цитату со странички сайта, посвященной Славянскому фентези (адрес указан). Мне понравилось то, как автор этой статьи указал на возможную связь между такими с виду разными вещами: Властелином Колец и народным эпосом. Это, на мой взгляд, подчеркивает то, что, по сути, "фундамент" или же "скелет" у всех этих историй очень схож. Все зависит лишь от того, в какую одежку его облачить
Кстати многие авторы "Славянского направления" используют не только исконно-русские мотивы в своих произведениях, но и часто уклоняются в сторону Скандинавии, поближе к викингам, поскольку все это в ту пору было достаточно тесно переплетено. (Викинги ж по всему свету поблудить успели)
Там же и Кельты, возможно.
"Моя жена - ведьма" Белянина тоже имеет местами Народный оттенок, так сказать. Чего стоит эпизод в Вальхалле с Одином-поэтом. Хотя, конечно, в данном случае этот роман- салат (Оливье?) с кучей ингридиентов-направлений.
Я как-то прочитала книгу "Язычество Древней Руси". Она издана еще в СССР, но если пропускать всяческую "политику партии" написана очень интересно и познавательно. В частности там анализируются славянские народные сказки - их истоки, причины возникновения и взаимосвязь с эпосом других народов.
Так вот, взаимосвязей много.
Так понятно, что их будет много... учитывая все переселения народов, мифология и народное творчество славян будут иметь широкие связи - от Индии до Скандинавии как минимум. _________________ <i>May you live as long as you like,
And have all you like as long as you live</i>
Нет, конечно же, при желании и развитой фантазии можно провести аналогии между славянским фольклором и, к примеру, южноафриканским (кстати, Толкиен именно там и родился, в 1901-м году, в г.Блумфонтейн, тогдашняя Оранжевая республика... ) И тема "пойди-туда-не-знаю-куда" развита во всех мировых легендах (сказках, былинах, эпосах и опусах))), а иначе зачем весь этот огород городить?
И в том, что славянское зачастую перекликается со скандинавским тоже нет ничего удивительного - наш фольклор (баба Яга, Кащей Бессмертный и иже с ними) формировался во времена похода "из варяг в греки", который проходил по территории Киевской Руси, с севера на юг. Да что там говорить - половина князей, сидевших в Киеве (и изображенных на мозаичных арках ст.м. "Золотые Ворота" - красота!) имели скандинавские корни толщиной с Иггдрасиль - Вещий Олег на самом деле был Ольгерд... и таких примеров масса, просто искать лень, да и не в тему - всё таки речь о литературе.
А вот кельты у нас наследить не успели. Ничего кельтского у славян ни днём с огнём, ни под электронным микроскопом не найдешь. Может, потому, что кельты, в отличие от воинствующих викингов, сидели себе тихонечко на своём Туманном Альбионе?
Вот уж не знаю, сколько здравура надо было выпить, чтобы провести аналогию между Арагорном и Ильёй Муромцем, (Кин, это я не в упрек лично Вам, а в упрек автору, на которого вы ссылаетесь), но вот заметьте: во всех мировых эпосах встречаются пресмыкающиеся огромных размеров:
*Змей Горыныч, с которым сражались Иваны-царевичи и Иванушки-дурачки;
*Змий, который пропахал в Киеве те самые Змиевы Валы;
*Морской Змей Йормунганд у викингов;
*Дракон, требующий золота и девственниц сначала у кельтов, а потом у других европейских народов;
*Змей, которого пронзил копьём Георгий - Победоносец;
*Библейский Левиафан (впрочем, некоторые считают, что это был обычный кашалот);
*Японские драконы;
*Даже в Америку залетел, гад, в образе инкского бога Кецаткоатля (пардон, если ошиблась в правописании);
Так что же получается, ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ? Ведь не могли же перейти устные сказания из Японии в Америку? Далековато... Или это темные невежественные наши предки наткнулись на косточки динозавров и сотворили легенду, основываясь на принципе "у страха глаза велики"? А может, кто-то из доисторических ящеров умудрился не замёрзнуть в Ледниковый период и пугал своим видом окружающих? Ведь верят же, по сей день верят, в Лох-Несское чудище!
Вот вам и фольклор... _________________ -Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
На самом деле, если скурпулезно просмотреть всяческие исторические заметки, можно наткнуться на множество невероятных, но при этом вполне реальных вещей. (сразу ассоциативно вспомнились следы электропилы толщиной в 3мм, найденные в древних египетских развалинах, притом что сейчас минимальная толщина такого инструмента 1.5см но это будет ужасный ). Увы, достоверно узнать о существовании существ, простите за каламбур, отметившихся в мифологии по всему миру, мы не можем. Но уже их "повсеместность" дает нам почву для подозрений. А вдруг? Остается только воображать. Действительно, но то они и есть - народные былины.
Что же по поводу современной литературы, берущей за основу сказания прошлого, недавно перечитала "Берсерка" Ольги Григорьевой. Впечатлений масса, но та идея, что проносится через всю книгу, впечаталась в мое сознание очень четко, за что автору большой поклон.
Кельты.. пожалуй да, жили себе тихо мирно, пока их англо-саксы не потеснили. А норманны, они же викинги носились по свету, грабили и наследили качественно, как следствие.
Кин Мэтр Оливье
По этому поводу есть (драконы) есть отличный фильм, забыла как называется, дома найду - скажу. Там очень подробно и логично все описано, в том числе почему не сохранилось костей.
Мэтр Оливье писал(а):
Ничего кельтского у славян ни днём с огнём, ни под электронным микроскопом не найдешь.
Ну... кстати всякие "кельтские" плетенки с головами и ногами? Они были распространены повсеместно .И у славян, и у кельтов и у скандинавов. Собственно во всей Европе. Хотя, возможно вещь украшенная подобным рисунком через викингов(варягов) могла попасть куда угодно. Приехал, награбил, уехал, продал... А там мастера повторят если понравится. _________________ я кот, я всегда падаю на четыре лапы, даже если этого не помню(с) А. Сапковский
Всегда ваша, в рамках разумного, Olphy
Кин Мэтр Оливье
По этому поводу есть (драконы) есть отличный фильм, забыла как называется, дома найду - скажу. Там очень подробно и логично все описано, в том числе почему не сохранилось костей.
Очень бы хотела знать, что ж это за фильм
Чтоб тема жила, буду выкладывать кратенькую инфу о представителях этого жанра. Начну, пожалуй с Ольги Григорьевой.
Григорьева Ольга Анатольевна родилась в Ленинграде в 1966 году. Родители — инженеры, брат — поэт, писатель, журналист Дмитрий Григорьев. Занималась спортом (плаванием), десятикратная Чемпионка СССР, мастер спорта международного класс, призер многих Спартакиад, Чемпионата Европы. После окончания школы пошла учиться в институт (ныне Академия) им. Лесгафта. На втором курсе получила предложение из Ленинградского Университета о переходе на факультет журналистики, однако отказалась и по окончании института стала работать тренером в бассейне Военно-морского флота. Родила сына Максима. Первую книгу писала для него, в тетрадях, во время поездок с сыном на дачу (чтобы не скучал в электричке). В 1996 году вышла первая книга Ольги Григорьевой «Ладога». Автор вошел во вкус, плотно занявшись изучением славянской и скандинавской истории. И в 1997 году был создан роман-фэнтези «Берсерк», который неоднократно переиздавался (общий тираж составил около 100 тысяч экземпляров). В 1997 году был написан в стиле исторического фэнтези роман «Колдун». С 2002 года автор стала сотрудничать с издательством «Крылов», где были изданы ее книги: «Фаворитка» (2002 г.), «Стая» (2005 г.), «Набег» (2006 г.), подарочное издание «Стая. Набег» (2006 г.). В 2007 г. автор решил вернуться к теме своей первой книги. По ее мотивам были написаны «Тень Волка», «Священный Призрак», впоследствии собранные в одном подарочном издании под общим названием «Старая Ладога» (2007 г.). В 2008 году вышла новая книга из цикла «Старая Ладога» — «Колесо ведьм». Для своих произведений автор использует известные исторические события, стараясь максимально придерживаться исторических фактов, при этом увязывая их с верованиями и представлениями наших предков о взаимодействии материального и духовного.
За книгу «Набег» Ольга Григорьева была удостоена Гоголевской премии 2007 года в номинации «Вий».
Ольга Григорьева является также автором трёх детективных романов: они написаны в соавторстве с Владимиром Колосовым и вышли под псевдонимом Феликс Юсупов. Позднее писательский дуэт распался и Колосов продолжил творить под именем Юсупова уже единолично.
В том же номере, где была статья, указанная в первом посте, в "Зоне развлечений" был и комикс наглядно иллюстрирующий различия фэнтези славянского и западноевропейского . Поискала по сети скан, не нашла, но если очень интересно - со своего номера могу сосканировать и выложить.
И в тему этих различий - помню читала статью, вот только бы вспомнить, у кого это было... ой, память девичья... Сапковский, что ли, "Мир короля Артура"? В общем, там как раз есть пассаж о западноевропейском фэнтези, опирающемся на артуровский миф, который в свою очередь опирается на мифологию кельтов... и о славянском мире, такого же мономифа не имеющего, отсюда различия.
Мэтр Оливье писал(а):
Так что же получается, ОНИ (драконы) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ? Ведь не могли же перейти устные сказания из Японии в Америку?
В принципе могли - вместе с переселенцами, которые шли по некогда существующему перешейку между Чукоткой и Аляской, отчего коренными жителями Америки и являются монголоиды, которые ближе всех живут . Там же шлялись всякие животные. (Но вот интересный факт, лошади в Америку так и не проникли, их там не было до послеколумбовых времен. Даже знаменитые мустанги, воспетые авторами приключенческих романов и даже Голливудом - "всего лишь" одичавшие потомки завезенных всякими конкистадорами лошадок.)
Мэтр Оливье писал(а):
во всех мировых эпосах встречаются пресмыкающиеся огромных размеров:
Есть множество событий и реалий, сказания о которых распространены повсеместно - от какого-нибудь амазонского племени до японцев: потоп, например, великаны, дикие люди, драконы, скрытые города или даже страны. Тема жутко интересная, теорий ученые понавыдумывали... но боюсь, тут это будет офф-топом и я схлопочу что-нибудь за оба предыдущих абзаца . _________________ Rien de nouveau sous la lune
Кельты.. пожалуй да, жили себе тихо мирно, пока их англо-саксы не потеснили.
Кельты - (предположительно) первая волна индоевропейских народов в Европе, заселили её ещё во втором тысячелетии до нашей эры. И были они одним из самых воинственных народов. Так что "тихо-мирно" - это натяжечка Весьма активно контактировали с античными цивилизациями. Известные галлы - кельты. А вот германские племена пришли попозже (вторая волна индоевропейцев), где-то во II-I веке до н.э. И здорово кельтов потеснили. Так что, кельты не от англо-саксов пострадали, то есть, и от них тоже, но это уже - заключительный аккорд.
Ну а теперь о фентези, славянском и не очень.
В основе фентезийных произведений лежит народный эпос. И таки да, в основе классического фентези - артурианский цикл, изрядно дополненный и исправленный (с) мотивами кельтской и германской (скандинавской) мифологии. И той и другой - потому что они сосуществовали, как сосуществовали практически на одной территории их народы-носители. Причём и кельтская и скандинавская мифология - устоявшиеся, полноценные мифологии со своими пантеонами, списками героев и описанием событий.
А вот со славянской мифологией дело обстоит не так просто.
Во-первых, мифологические воззрения славян не успели выкристаллизоваться в самостоятельную полноценную мифологию. Как книга называется, которую Tsiv читала? Правильно, "Язычество Древней Руси" (автор Б.А.Рыбаков - если кому интересно). Язычество, но не мифология. То есть, была вера в сверхъестественные силы, были религиозные обряды, но не было единого представления о том, кто кем является и кто с кем как связан. Не было пантеона, не было героев. И много чего ещё не было из того, что формирует мифологию как единую систему мировоззрения и религии.
Во-вторых, причиной такого положения дел во многом оказывается то обстоятельство, что славяне как племенное образования были: а) очень многочисленны, б) занимали большую территорию, в) испытывали серьёзное "мифологическое" воздействие как со стороны предков (иранские мотивы) и родственников (скандинавские и балтские), так и со стороны соседей (тюркские, финно-угорские и те же скандинавские и балтские).
В результате у разных славянских племён образовались разные пантеоны, на разных территориях признавали в качестве главного - разных богов, да и списки их несколько различались. Неспроста ведь Владимир, до Крещения Руси, пытался как-то систематизировать религиозные воззрения и составить славянский (точнее - восточнославянский) пантеон.
Героев вообще не было (или не осталось в памяти). Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - это персонажи изначально дружинного эпоса, к тому же - уже христианского периода, то есть, к языческой мифологии имеют весьма относительное касательство. Только что сражаются с "нехристью".
Так что, славянское фентези отличается от западноеропейского (будем считать, что артурианскому циклу соответствуют былины) в первую очередь тем, что оно не может использовать в качестве основы разработанную мифологию. Но в этом есть и плюс - можно создавать собственную
P.S. Reine deNeige
Цитата:
Но вот интересный факт, лошади в Америку так и не проникли, их там не было до послеколумбовых времен.
Были там лошади, точнее предки, но они оттуда ушли в Евразию. Вот люди - туда, а лошади - оттуда. Правда-правда. _________________ Добро нужно делать из зла. Потому что больше его делать не из чего.
и вставляю свои пять копеек: более-менее полноценных памятников о славянском язычестве не осталось, вот каждый и изощряется, как может, и рассчитывает радиус кривизны Колеса Фортуны. _________________ Воюют немцы за деньги, французы - за славу, испанцы - за веру. Кому чего не хватает
кельты не от англо-саксов пострадали, то есть, и от них тоже, но это уже - заключительный аккорд.
Англы и саксы - это тоже германцы, как и скандинавы, кстати. А как заключительный аккорд, пострадали от них кельты, населявшие Британские острова; от англов и саксов - в Y веке, от скандинавов, уже вместе с англами и саксами - ещё позже. _________________ Мы возвратимся туда, где мы не были прежде...
Кстати, а как вы относитесь к Синицыну, с его циклом о Скалолазке? Вроде тоже фэнтези, хотя славянским его не назовёшь, но и с западным тоже рядом не лежало... То, как он перекраивает мировую мифологию под изобретённую им цивилизацию прелюдий - даже поразительно, но на момент чтения книги - убеждает! Даже по нашей сказке о живой и мёртвой воде прошёлся...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах