Форум
Зима пришла!
Последняя новость:
Нет войне. Любовь победит.
Make Love, Not War.

RSS-поток всего форума (?) | Cвод Законов Дельты | На полуофициальный сайт Оксаны Панкеевой | Все новости

Вся тема для печатиМаяковский, "как писать стихи"
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Библиотека Элмара
Предыдущая тема :: Следующая тема :: Вся тема для печати  
Автор Сообщение
Ringonoki Прекрасная леди

Познавший Путь


Откуда: Киев

Тайно повенчана с Ezhом


СообщениеДобавлено: 28 Июн 2010 22:51    Заголовок сообщения: Маяковский, "как писать стихи"
Ответить с цитатой

Мне понравилась эта статья, не смотря на то, что написана она очень давно.

ДОКЛАД «КАК ПИСАТЬ СТИХИ?»

1 ноября 1926 года

...В газету «Радяньске село» каждый день приходят рукописи со стихами страниц не менее как на 40. Можно не сомневаться, что даже наиболее трудолюбивый поэт-селькор не сможет написать такое количество скорее чем за месяц, а то и два, напряженной работы. Следовательно, в газете «Радяньске село» есть больше тысячи селькоров, которые хотят писать стихи, тратят на это массу времени.

В чем заключается причина того, что наши сегодняшние стихи (и поэтов и селькоров) так слабы?

Каждая работа требует умения. Наши молодые писатели совсем не хотят учиться.

Что они делают? Они переносят из старой дворянской поэзии старые поэтические образы и используют их так же, как раньше использовали дворянские поэты.

ТАНК И ТАНЬКА

Работа поэта должна быть направлена на то, чтобы помочь организовать наше социалистическое строительство. Какую силу представляет собой поэзия, стихи, можно видеть хотя бы на примере работы поэта Демьяна Бедного. Был такой случай. Генерал Юденич наступал на Ленинград. Впервые тогда появились танки. Эти танки наводили ужас. Наши красноармейцы боялись их как чорта. Но достаточно было Демьяну обозвать в своем стихотворении танк Танькой, как сразу пропал весь страх перед этим чудовищем. «Танька» — это понятно, это не страшно, а наши красноармейцы научились брать эти «Таньки» чуть ли не голыми руками. Не нужно
487

думать, что это единственный и лучший способ — идти на танки с голыми руками, но в то время, может быть, другого не было.

Стихи только тем и сильны, что они дают новый художественный образ, который создается словом. И если некоторые теперешние поэты некритически относятся к тому словесному материалу, которым они располагают, то выходит чорт знает что. Вот, например, у одного поэта читаем такое:

Выродки ленинской складки,
Вот оно, рабочее отродье.


Так честит поэт-комсомолец свой же комсомол. Это пример того, как, взяв совсем неподходящие слова «выродки», «отродье», поэт придает стихотворению вульгарный характер.

В стихотворении другого поэта встречаем такое выражение:

Бескрайный и непочатый ломоть.


Что такое ломоть? — Что-то отрезанное от целого, что-то начатое, что-то, что имеет «край». А чтобы ломоть был без краев и непочатый — этого совсем не бывает.

Другой поэт пишет, например, в своем стихотворении «Сосоре». Что это значит? Кто додумался бы до этого? А это поэт, видите ли, хотел сказать СССР, но так как это у него не подходило под рифму, он и бахнул какой-то Сосоре.

Тов. Маяковский приводит еще несколько примеров неудачных, недодуманных строф у наших поэтов. Вот у одного поэта, который пишет стихи про комсомолку, есть такое:

У нее по бокам не шуршащий шелк,
А Ульянова пятый том.


Выходит, что у комсомолки книжка Ленина, дорогого нам Ленина, вместо юбки какой-то, что ли?

Или вот, читая одно стихотворение о том, как мать ожидает своего сына, находим там такое выражение:

Не придет он так же вот,
Как на зимние озера летний лебедь не придет.


Ясно видно, что тут, не иначе как за волосы притягиваются ненужные слова только для того, чтобы получить рифму «так же вот»! А потом, как это мило звучит, напоминая русское слово «живот». А дальше еще про лебедя! Ведь он никогда «не придет», так как лебедь большей частью не ходит, а летает или плавает.
488

В другой газете мы читаем стихи про лебедя. Известно, что лебедь птица красивая, не гусь и не курица — однако откуда она появилась в нашей пролетарской поэзии! Нужно просто сказать, что этот лебедь — белогвардейский. Его занесло в нашу поэзию из бывших дворянских дворцов, дворянских парков. Поэт же, не чувствующий современности, и протаскивает под полою старые художественные образы.

Это не одинокие неудачные случаи, такие нелепицы встречаются и у наших новых поэтов на каждом шагу. Как раз грешат такими ошибками те селькоры, кто уже написал сотни стихотворений. Они не работают над собой.

Необходимо работать, учиться, нельзя печатать, выпускать в свет недоработанное.

Дальше т. Маяковский возвращается к тому вопросу, с которого он начал: как научиться писать стихи за пять уроков? Кажется, лет двадцать назад были такие книжки, да и теперь появляются такие халтурные учебники, которые обещают научить писать стихи. Вот и в одной газете было недавно подобное объявление.

Тов. Маяковский говорит: «Если я не берусь за то, чтобы научить вас за пять уроков писать стихи, то я хочу за один урок отучить от этого дела».

НЕ ВОРУЙТЕ, А РАБОТАЙТЕ И УЧИТЕСЬ

Теперь о рифме. Есть такая книжка Шенгели — «Как писать статьи, рассказы, фельетоны, стихи». Там опять пишется, что каждый может за несколько минут придумать массу новых рифм.

Есть книжки, в которых собраны разные рифмы и которые у порядочных поэтов служат для того, чтобы они видели, что эти рифмы сделал кто-то другой и чтобы этого самим не повторять. А наши молодые поэты напропалую крадут эти рифмы. Это похоже на то, как если бы на фабрике какой-нибудь рабочий, которого поставили делать гайки, стянул бы просто из-под соседнего станка несколько штук, принес бы их мастеру и сказал:

— Вот возьмите. Это не я сделал, а кто-то другой, но это не имеет значения. Я использую эти гайки.

Необходимо учитывать те великие трудности, которые стоят перед современным поэтом. Он должен давать новое, давать новые рифмы, новые художественные образы. Стих должен быть штыком против врага, плетью для того, кого нужно осмеять, боевым барабаном для наших боев за будущее.
489

НИКАКИХ ТАЙН, ТОЛЬКО ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО И РАБОТА

Маяковский окончил свою лекцию такими словами: «Не подумайте, что я хочу отогнать рабочих и крестьян от искусства. Нет. Совсем не нужно думать, что искусство поэта, писателя — это что-то окутанное туманом и тайною и около него ходят какие-то «жрецы» искусства. Нет, это обыкновенная человеческая работа, и как раз сейчас необходимо сделать все возможное, чтобы показать рабочим и крестьянам, как эта работа делается. Мы видим, как появляются талантливые люди из рабочих и крестьян, которые имеют чувство стиха и могут писать. Только необходимо помнить, что одним талантом и желанием ничего не сделаешь.

Необходима огромная, нечеловеческая работа над собой, необходимо изучать, исследовать опыт других писателей. Можно было бы всем тем, кто хочет стать писателем, сказать:

«Ты готов вынести все невзгоды этого ремесла, ты готов работать долгие годы, готов заболеть в поисках новой рифмы и поэтического образа? Если готов — тогда просим».

У кого какие впечатления?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dan 

Стражник на Окольном Пути


Откуда: Из ЗаМКАДья


СообщениеДобавлено: 1 Ноя 2010 10:15    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

У меня хорошие впечатления. Правильно Маяковский говорил (ну, если не трогать тему социальной функции поэзии именно в марксистком понимании). Поэзия, как и любое другое творчество (и художественное, и техническое, и научное), прежде всего - труд. И труд тяжёлый, да ещё и требующий особых способностей. Да он и в своих произведениях об этом упоминал:
" Поэзия - та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь, единого слова ради, тысячи тонн словесной руды."
(Вроде так, если ошибки в цитировании - мои извинения).
И действительно, задача поэта - при помощи слова создать образ, в этом суть художественного творчества. А нет образа - нет поэзии, а есть рифмоплётство.
_________________
Добро нужно делать из зла. Потому что больше его делать не из чего.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ringonoki Прекрасная леди

Познавший Путь


Откуда: Киев

Тайно повенчана с Ezhом


СообщениеДобавлено: 1 Ноя 2010 15:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

О, вас заинтересовало=)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dan 

Стражник на Окольном Пути


Откуда: Из ЗаМКАДья


СообщениеДобавлено: 1 Ноя 2010 15:45    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну, у меня просто личная признательность Маяковскому за его творчество. Меня с двух лет пичкали поэзией в та-а-аких масштабах (под лозугом развития памяти), что единственными стихами, которые не вызывали у меня отвращения, на долгое время стали стихи Маяковского.
А заинтересовало ещё и потому, что очень часто наталкиваюсь на зарифмованные банальности, которые почему-то считаются поэзией, и иной раз думаю:"может это со мной что-то не так, другим же нравится". Вот и порадовало, что уважаемый мной автор считает, что что-то "не так"с поэтами. И даже объясняет, что именно "не так" и как с этим бороться. Вот.
_________________
Добро нужно делать из зла. Потому что больше его делать не из чего.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pamfila Прекрасная леди

Сидящий на Пути, свесив ножки


Откуда: Эгина, Фессалия, г. Гипата


СообщениеДобавлено: 1 Ноя 2010 16:45    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ringonoki, текст порадовал уже самим фактом обращения к Маяковскому, которого сейчас редко вспоминают и вообще недооценивают... а Вам знаком более развёрнутый вариант? Не пересказ доклада ВВМ, а его же статья, на базе которой и был сделан доклад. Статья называется "Как делать стихи?", она выложена во многих местах (хотя бы в Викитеке). Там приводятся другие примеры, но ход мысли тот же и замечательные тезисы в конце.
Я её очень люблю и иногда перечитываю, хотя стихи давно уже всерьёз не пишу ((((((((. Но мой небольшой опыт всё-таки позволяет судить, что статья очень правильная и до сих пор актуальная, с поправками на эпоху, понятное дело. Но требования времени меняются, а профессиональные критерии - остаются.
_________________
...вот она уже пробует свои силы, слегка подпрыгивая над землёй, а вскоре, поднявшись вверх, распустив оба крыла, улетает. (Метаморфозы)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
al_from_aachen Горячий кабальеро

Вечный странник


Откуда: Aachen, неужели непонятно?


СообщениеДобавлено: 1 Ноя 2010 21:48    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Не люблю Маяковского. По мне, так стихи у него ещё хуже, чем картины, а картины у него бездарны до ужаса. Это, конечно, только моё мнение... но вот что писал, хоть и не совсем о Маяковском, Александр Городницкий:

http://www.gorodnitsky.com/play.cgi?id=206&ver=ver1&format=mp3
_________________
Ну-ну...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ассоль Прекрасная леди

Стражник на Окольном Пути


Откуда: 55°45 с. широты


СообщениеДобавлено: 2 Ноя 2010 13:26    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Мне тоже не очень нравятся, но тут все просто - Маяковский не придерживается строгой формы в стихах. Ему образы важнее.
_________________
Жду принца на белом коне... а пока что - отведайте плазменной винтовки, злобные пришельцы от Скаррона !
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Flash007 Горячий кабальеро

Познавший суть Пути


Откуда: Moscow


СообщениеДобавлено: 2 Ноя 2010 13:41    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

al_from_aachen писал(а):
Не люблю Маяковского. По мне, так стихи у него ещё хуже, чем картины, а картины у него бездарны до ужаса.

Маяковского многие не понимают и не любят, он весьма неординарная личность... Но мне он нравится.

И по-любому оценка "еще хуже, чем ... бездарны до ужаса"... Хм... Это действительно сильно ! Smile
Так и хочется спросить "А судьи кто ?!" (с)...
Огласите плиз ваши достижения на ниве поэзии, мне очень интересно ! Чтоб назвать кого-либо бездарем, надо самому иметь что-то за душой, не так ли ?

А то, что он учился в подготовительном классе Строгановки и в Московском училище живописи (и даже что-то очень изредка рисовал) его художником вообще-то не делает и поэтому мне странно было увидеть сравнение его поэзии с его картинами Shocked .

И еще я бы не сказал что они (его "картины") именно бездарны до ужаса, просто то, что я видел - скорее не картины, а плакаты или иллюстрации. И они на мой взгляд просто никакие, просто посредственные.

P.S. А что, посредственный (конечно на мой вкус) бард Александр Городницкий для вас такой авторитет, что поэзию всех великих поэтов вы сверяете по нему ? Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Flash007 Горячий кабальеро

Познавший суть Пути


Откуда: Moscow


СообщениеДобавлено: 2 Ноя 2010 13:48    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ассоль писал(а):
Маяковский не придерживается строгой формы в стихах

Я бы уточнил - "в некоторых стихах" Smile ... Потому как у него много совершенно классических по форме стихов, просто обычно говоря о нем делают упор на его "футуризм". Я сам был очень удивлен случайно обнаружив у него много отличной классической лирической поэзии. После школы я его представлял совсем не так Smile .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dan 

Стражник на Окольном Пути


Откуда: Из ЗаМКАДья


СообщениеДобавлено: 2 Ноя 2010 14:45    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

al_from_aachen писал(а):
Это, конечно, только моё мнение... но вот что писал, хоть и не совсем о Маяковском, Александр Городницкий

Ну, Маяковского, действительно, многие не любят. И это - личное дело каждого. А Городницкий писал не то чтобы "не совсем о Маяковском", а вообще - о другом. Стихотворение, на которое Вы дали ссылку, посвящено Кушнеру и, судя по тексту, представляет из себя что-то вроде поддержки, мол"не переживай, дорогой тёзка, что ты не трибун и не крикун. И не обращай внимания на тех, кто тебя ругает за "аполитичность" и "несоциальность" твоей поэзии. Твои стихи нужны." И есть у меня подозрение, что Александр Моисееич здорово бы изумился, если б узнал, что кому-то пришло в голову это его стихотворение связывать с осуждением Маяковского.
Flash007, Вы ответили аахенцу по поводу Маяковского, но зачем же давать оценку поэзии Городницкого? Можно было ведь ограничиться более нейтральными суждениями - это раз. А два, сначала стоило выяснить, что же там такого насочинял "посредственный бард" и как это соотносится с обсуждаемой темой, а уж потом давать ответ.
Да и вообще, уважаемые, ведь Ringonoki интересовало наше мнение не о самом Маяковском и не о его поэзии, не так ли?
_________________
Добро нужно делать из зла. Потому что больше его делать не из чего.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
al_from_aachen Горячий кабальеро

Вечный странник


Откуда: Aachen, неужели непонятно?


СообщениеДобавлено: 2 Ноя 2010 19:07    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А Маяковский - именно крикун. Ну, или трибун, если хотите. Но в любом случае, тихим он не бывает. Даже его лирика - демонстратиная, шумная, напоказ. И картины у него, действительно, плакаты - и это кое о чём говорит, верно?
А вот поэзия Городницкого мне очень даже по вкусу, уж простите великодушно.

Впрочем, dan прав, и с темы мы сбились.

Маяковский и сам изрядно грешен тем, от чего предупреждал в своей же статье. Просто у него до таких вершин не доходило, да и стихи свои он всё же проверял. А вот в устной речи этот оратор нередко и не к месту использовал заковыристые технические словечки - за что и стал одним из прототипов Ляписа Трубецкого. Так что Ильф, Петров и Катаев со мной в отношении к Маяковскому вполне солидарны. Wink
_________________
Ну-ну...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pamfila Прекрасная леди

Сидящий на Пути, свесив ножки


Откуда: Эгина, Фессалия, г. Гипата


СообщениеДобавлено: 2 Ноя 2010 22:18    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Интересно, где это можно увидеть КАРТИНЫ Маяковского? Разве что сохранились учебные натюрморты... Даже в полном собрании сочинений нет ни одной репродукции. Известны его плакаты и графика. Плакаты - очень в стиле времени и для своего назначения качественно сделаны, особенно если учесть условия и сроки этой работы. Рисунки, насколько я знаю, делались не для публикации, но выполнены грамотно и по-своему интересны. Так что и художник он как минимум неплохой, а поэт - блестящий, просто его читать надо. Много. И раннее, и позднее. А не только по школьной программе. Ну, конечно, поэзия - дело такое, на вкус и цвет... Каждому своё.
_________________
...вот она уже пробует свои силы, слегка подпрыгивая над землёй, а вскоре, поднявшись вверх, распустив оба крыла, улетает. (Метаморфозы)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
al_from_aachen Горячий кабальеро

Вечный странник


Откуда: Aachen, неужели непонятно?


СообщениеДобавлено: 3 Ноя 2010 02:37    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Можете смеяться, но картины (ну хорошо, репродукции) Маяковского я увидел в Германии. Проходил практику в библиотеке искусств при музее Людвиг Форум и как раз помогал одному милейшему дедуле найти информацию о Маяковском как о художнике. Для выставки. Так вот, в книге и иллюстрации были - и плакаты, и кулисы и ещё много чего.

Словом, я остаюсь при своём мнении - Маяковский - это откровенно не мой поэт и художник. Впрочем, быть может, вы выложите здесь одно из ваших любимых стихотворений Маяковского? Только не что-нибудь трибунное, хорошо?
_________________
Ну-ну...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мэтр Оливье Прекрасная леди

Королева Такката


Откуда: Киев

Родители: Shelena и Вэон
Дети: Morowell, SnowOwl

СообщениеДобавлено: 3 Ноя 2010 03:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

al_from_aachen писал(а):
выложите здесь одно из ваших любимых стихотворений Маяковского

Ой, а можно я?

***
Зашел к парикмахеру, сказал, спокойный:
"Будьте добры, причешите мне уши!"
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
Лицо вытянулось, как у груши.
"Хам! Нахал!" - летали слова,
Ругань металась от писка до визга,
И долго хихикала чья-то голова,
Выдергиваясь из толпы, как старая редиска...

Я не фанат Маяковского, но ЭТО меня цепануло настолько, что классе в 8-м выучила наизусть и декламирую при случае (так, глядишь, за образованную и эрудированную сойду... Wink )
_________________
-Смех, он жизнь продлевает...
-Это тем, кто смеётся, продлевает. А тому, кто шутит - укорачивает... (барон Ф.-И. фон Мюнхгаузен. Тот самый...)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magelanik Прекрасная леди

Бриллиантовая маэстрина


Откуда: Т'таргит

Дети: Маус, Фишка

СообщениеДобавлено: 3 Ноя 2010 15:14    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Маяковский писал то и о том, что требовало время. Я не поклонник его творчества, но несколько вещей действительно люблю. Вот из любимого пожалуйста.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?


Маяковский - создатель образа. И это нужно понять.
_________________
Для тех лишь штиль по жизни,
Кто шторм переживет! (Я)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Библиотека Элмара Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Оксана Панкеева рекомендует прочитать:

Цикл завершается последним томом:

Оксана Панкеева, 12-я книга «Распутья. Добрые соседи».