Форум
Зима пришла!
Последняя новость:
Нет войне. Любовь победит.
Make Love, Not War.

RSS-поток всего форума (?) | Cвод Законов Дельты | На полуофициальный сайт Оксаны Панкеевой | Все новости

Вся тема для печатиСтатьи, пособия, критика, полезные советы

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Проза: фанфикшн
Предыдущая тема :: Следующая тема :: Вся тема для печати  
Автор Сообщение
shamAnka Прекрасная леди

Миледи, встретившая Кантора на Пути
Миледи, встретившая Кантора на Пути


Откуда: побережье

Пересекающая границы вместе с Кантором

Дети: Стерва, Shellar, Анариэль

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 14:01    Заголовок сообщения: Статьи, пособия, критика, полезные советы
Ответить с цитатой

Окололитературные и околофанфичные статьи, советы по написанию, обсуждения и вообще всякая полезная инфа для начинающих и продолжающих фикрайтеров.
Склад, в общем.
_________________
Мой внутренний мир построен по принципу букваря,
Я знаю ваш кодекс, но мне веселей дурить.
(с) Умка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
shamAnka Прекрасная леди

Миледи, встретившая Кантора на Пути
Миледи, встретившая Кантора на Пути


Откуда: побережье

Пересекающая границы вместе с Кантором

Дети: Стерва, Shellar, Анариэль

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 14:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Для начала матчасть. Взято из википедии.



Фанфик

Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.




Творческие и коммерческие перспективы
Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые книги некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова, Кирилла Еськова, Татьяны Матвеевой, Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой.


Смежные жанры
По мере роста фэнских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн» — это фанфильм.

Другим видом фэнского творчества, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт — рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.


Рейтинги
Рейтинг (Rating) — неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фанарта пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги берут начало в американской системе кинематографических рейтингов и включают в себя (по возрастающей):

G (General) — безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.
PG (Parental Guidance) — можно давать читать детям до двенадцати лет.
PG-13 — могут читать с родительского разрешения дети старше тринадцати лет.
R (Restricted) — фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, ругательства.
NC-17 (No Children) — самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 — они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.


Дисклеймер
Дисклеймер (Disclaimer) — предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. Также в дисклеймере могут быть предупреждения о содержании самого фанфика, обычно выносится в отдельный раздел: предупреждение (Warning) — абзац в шапке, позволяющий читателю узнать о том, что в фанфике есть мотивы, которые не всем могут показаться приемлемыми. Например, в случае, если характер некоторых персонажей отличается от канонического (OOC).


Пэйринг

Пейринг (Pairing) – определение, неотделимое от фанфиков, описывающих романтические и сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие два (три и даже больше) персонажа окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж), обычно инициатор отношений (либо активный партнер) пишется первым. Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.

Изредка в шапке над фанфиком пишется Involving - список всех героев, что задействованы в тексте.


Виды фанфиков
Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:

По наличию в сюжете любовной линии:
«Джен» (от англ. general audience) — любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного general audience, любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
«Гет» (от «гетеросексуальный») — любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями
«Слэш» (от англ. slash — значок косой черты) — фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.
Фемслэш (Fem-slash) — фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.
По соответствию реалиям мира оригинала:
«AU» (от англ. Alternative Universal) — есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
«не-AU» (не имеют специального жаргонизма) — расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
«OOC» (от англ. Out Of Character) — есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
«В характере» — расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.

Также:

Round robin — фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins — большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.
Смарм (Smarm) — слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики — довольно редкое явление.
Сквик (Squick) — происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Другими словами, это то, что может нравиться одним, но вызывает тошноту у других. В эту категорию входят и слэш, и BDSM, и некоторые отдельные пейринги, и многое другое. По большому счету термин напоминает нам о взаимной вежливости и необходимости уважать чужое мнение.
RPF (real person fiction) — героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли «любимцев» или просто знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), по всем остальным признакам им является.
RPS (real person slash) - гомосексуальные отношения между реальными людьми.
RPF (real person fem)
Профанфик (Profic) — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенной «Dragonlance» или по «Звездным войнам». Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
Добавление новых персонажей:
Вписка (Self-insertation) — так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри-Сью (см. ниже), но близкое явление.
OC — сокращение от Original Character, «Оригинальный персонаж».
OFC — сокращенное Original Female Character, «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. Часто, но не всегда, превращается в Мэри-Сью.
OMC — сокращенное Original Male Character, «Оригинальный мужской персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. Часто, но не всегда, превращается в Марти-Сью.
Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. В их обозначении можно встретить так называемые «пометки» технического характера.

Plot bunny — выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фанфика.
Подтекст (Subtext) — смысл, проглядывающий сквозь поверхность. Когда этот термин используют слэшеры, это значит, что они читают между строк и видят романтические отношения там, где автор об этом, возможно, и не подозревал. Иногда подтекст бывает не таким уж тонким, как, например, тот эпизод из X-Files, когда Крайчек целует Малдера в щеку.
Продолжение (Continuation) — рассказ развивает какое-то конкретное событие или сцену, оставшуюся с неясным финалом.
Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену.


Общие жанры
Экшен, Экшн (Action) — фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
Юмор (Humour) — юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.
Пародия (Parody) — юмор с изрядной долей иронии.
Дарк, Даркфанфик (Dark, Darkfic) — рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
Deathfic — Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
Кроссовер (Crossover) — оригинальный жанр. Это история, в которой действуют герои из двух и более различных сериалов либо герои одного переносятся в мир другого. Чаше всего встречаются кроссоверы Гарри Поттера с Властелином Колец, со Звездными войнами, а также с другими популярными произведениями и сериями.
Сонгфик (Song fic) — фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков.
Филк (Filk) — фанфик в виде песни.
POV — (Point of view) — точка зрения, повествование от первого лица одним из героев.

Любовные жанры
Романтика (Romance) — фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
Драма (Drama) — романтическая история с печальным финалом. Часто добавляют в описание фанфика, только из-за того, что конец фанфика «плохой».
Ангст (Angst) — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
Инцест (Incest) — сексуальное взаимодействие между членами семьи.
BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) — сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения. Непременными атрибутами являются цепи и хлыст.
Флафф (Fluff) — это теплые отношения между персонажами, приятный, ни к чему не обязывающий, фанфик. Свет, радость и все такое.
Hurt/comfort — фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. Как и следует ожидать, этот тип фанфика тяготеет к ангсту и часто оканчивается сматом.
Established Relationship (ER) — установившиеся отношения между героями.
PWP (Porn without Plot или Plot, what Plot?) — Бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
Смат (Smut) — фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.
В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

Ваниль (Vanilla) — термин из сленга BDSM-щиков, означает все те сообщества и сферы жизни, которые не имеют отношения к BDSM (например, «Ну, надо же еще навестить наших ванильных друзей».) Также может употребляться в отношении фанфиков без BDSM.
Грейпфрут (Grapefruit) — категория фанфика. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit» и обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту.
Домашняя дисциплина (Domestic discipline) — эвфемистическое название рассказа, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
Занавесочная история (Curtain story) — рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
Кинк (Kink) — от английского «странность, ненормальность, отклонение». В фанфикшене обозначает обстоятельства, как правило, связанные с насилием и экзотическими сексуальными практиками, читать о которых не всем может быть приятно.
Лимон (Lemon) — насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
В некоторых произведениях присутствует такое явление как Мэри-Сью и Марти-Сью.

Мэри-Сью (Mary Sue) — оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри-Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех и вся, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за облюбованного канонического героя замуж, либо погибают героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей. Мэри-Сью не любят ни в одном фандоме, в основном потому, что читать фанфики людей побуждает интерес к каноническим, а не оригинальным персонажам, как бы красивы и потрясающе умны последние ни были. Мэри-Сью существуют не только в женской, но и в мужской ипостаси (см. Марти-Сью), и их роль не всегда ограничивается фанфиками (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри-Сью). Героиня, появившаяся как Мэри-Сью, может в редких случаях стат полноправным OFC (см. выше).
Марти-Сью, он же Марти-Стю (Marty Stu), или Морис-Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена Герти, Мэтти, вариации фамилий — Сью и Стю, иногда встречается Мерисей - пренебрежительно) — мужская ипостась Мэри-Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри-Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти-Сью (последние в слэш-фиках).

Серии фанфиков
Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.

Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трех фанфиков.
Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т.п.
Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

Размер (форма) фанфика
Макси (Max) – Большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (Midi) – Средний фанфик. Примерный размер от 20 до 70 машинописных страниц.
Мини (Min) – Маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
Драббл (Drabble) - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.
_________________
Мой внутренний мир построен по принципу букваря,
Я знаю ваш кодекс, но мне веселей дурить.
(с) Умка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
shamAnka Прекрасная леди

Миледи, встретившая Кантора на Пути
Миледи, встретившая Кантора на Пути


Откуда: побережье

Пересекающая границы вместе с Кантором

Дети: Стерва, Shellar, Анариэль

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 14:28    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Занятная статья, взята с ГП-форума (http://www.hpforum.ru/).


– Рон, ты слышал, что про нас пишут книги, а по книгам фанфики?
– Нет. И как? Ты читал?
– Если честно, то большинство фанфиков – дерьмо…
“ГП и реальный мир”.


Надо сказать, тема стара как вселенная. Поэтому я затрону её несколько необычно. Итак, как написать свой собственный фанфик? Для начала давайте попробуем разобраться, ради чего люди их пишут. Все очевидно. Вам очень понравился оригинал, и вы решили, не дожидаясь автора, создать что-то свое. А заодно и попробовать себя в литературной среде. Таким принципом руководствуются где-то 95% фанфикеров. А как же еще 5%? Это те люди, которым в оригинале понравилась идея, а вот воплощение не очень… Соответственно, они стремятся изложить свой вариант событий. Чаще всего участь таких авторов незавидна, ибо любое отступление от произведения-оригинала принимается в штыки большинством читателей.

Причины очевидны:
1. Сам факт нарушения аксиом, определенных в книге.
2. Следствие из 1. Неприязнь к автору из-за ошибочного на 75% мнения о том, что автор мнит себя выше и краше создателя оригинала.
3. Следствие из 2. Придирки к самым незначительным ошибкам. Если вы не профессиональный фанфикер, то вы захлебнетесь в критике.

А вот обычного автора могут утопить только за откровенные ошибки и разногласия. Отсюда вывод, если вы только начинаете, то не нужно далеко отступать от книги-оригинала.
Теперь давайте разберемся, ради чего мы читаем фанфики. А читаем мы их ради удовольствия. Каждый находит его в чем-то своем, поэтому всем понравиться невозможно. Однако все мы уважаем интересный сюжет. Но прежде чем мы начнем разговор о сюжете, поговорим о низменных вещах. А именно про пунктуацию и грамматику. У многих эти два жутких слова вызывают душевную боль. И зря.
1. Word окажет вам неоценимую помощь на 90% случаев.
2. Аксиома: чем больше вы допустили ошибок, тем меньше вы понравитесь читателю.
3. Если найдете редактора (На форуме сделано всё, чтобы вы его нашли), то проблема вообще отпадает.



Сюжет.

- Слушай, Гарри, а о чем они пишут фики? Ведь Роулинг уже все написала! Какой сюжет у этих фиков?
- Ох, Рон, лучше не спрашивай… Чем больше метка, тем страшнее читать.
- Какая еще метка?
- Ну… Например NC-21.
“ГП и реальный мир”.


Вот теперь и подойдем к сюжету. Предположим, что проблем с фантазией у вас нет. Есть прекрасная задумка. Что дальше? Писать? Нет. Нужно составить план. То есть расписать все, что будет происходить в фике. Это займет много времени, но пользу принесет неоценимую. Далее вы просматриваете ваше творение и обдумываете каждый пункт. Возможно, нужно что-то добавить, что-то убрать. На практике это должно походить на развернутый план к школьному сочинению, только довольно большой. Пока были цветочки, а вот сейчас начнутся ягодки. Итак, у вас есть идея, о чем писать фанфик, и подробный план. Теперь вы берете каждый пункт за идею и пишите к ней новый план. Чем подробнее, тем лучше. Неплохо бы и повторить, но это нанесет вред вашей психике. Вы спросите, зачем нужны ТАКИЕ ухищрения? А затем, что теперь вы сможете отшлифовать ваш сюжет, сделать его плавным, без рывков. А так же более ЛОГИЧНЫМ. Если события развиваются не очень-то логично, читатель подсознательно отмечает это и у него остается неприятный осадок. Мы с вами любим читателей, а критиков просто обожаем, поэтому будем работать над логикой. Еще один важный момент. Умеренность во всем. Эту фразу желательно написать маркером на мониторе или письменном столе, ибо ценность её крайне высока. Меньше пафоса. В противном случае у ваших бесценных читателей опять остается неприятный осадок в душе. И у критиков тоже. Многие, правда, считают, что души у них нет, но это не так. Критики и рецензенты крайне ранимые существа, гораздо более чувствительные, чем обычные читатели. Ведь что-то их заставляет не просто вас обругать, а написать рецензию. Ладно, это мы отошли от темы. Наша цель достигнута, у нас есть замечательный плавный сюжет. Теперь мы поговорим о тех, у кого фантазии нет, а желание написать фанфик есть. Кстати, это будет полезно прочитать всем. Во-первых, это интересно. Во-вторых, люди склонны переоценивать себя.


Если не хватает фантазии.

- Снейп… Да ты, парень, попал и серьезно! Это же надо! Второй раз от Братства тебе не уйти… Я не представляю, что с тобой сделает Быстрый!
- У меня тоже не хватает фантазии представить, что он расскажет мне на этот раз.
“ГП и Демон Ночи”


Проблема весомая, но исправимая. Итак, берем понравившийся фанфик, желательно скромных размеров, и составляем план. Подробнее про планы, выше. Толково придумано, но как ЭТО реализовать? А вот как:
1. Пишем конспект произведения. КАК? Текст фанфика поделен на абзацы. Мы читаем абзац и записываем его главную мысль в одно предложение. Предложения записывайте в столбик. Обратите внимание на главы фика, если они именные, то названия будут являться пунктами плана, а конспекты содержания глав – подпунктами. Если главы без названия, то назовите их сами, предварительно ознакомившись с конспектом. Если глав нет, но фик выложен постами, называем посты. Иные варианты нам не подходят. Получаем что-то отдаленно похожее на план. Делаем это что-то планом.
2. Итак, у нас есть план. Если вы начнете по нему творить, то плагиатом от вашего произведения будет веять за версту и дальше. Поэтому мы читаем каждый пункт плана и переименовываем его по своему усмотрению, но в разумных пределах. Берем ИСПРАВЛЕННЫЙ план и повторяем операцию. Делаем это до тех пор, пока не получим абсолютно непохожую вещь. Секрет в том, что при замене пунктов и подпунктов вы и сами не заметите, как в вас проснется фантазия. Главное чтобы над душой не стояли.
3. Теперь у нас есть сюжет. Делаем его гладким, логичным.



У нас есть план, что дальше?

- Ну, теперь у нас есть план! Только мне не нравится, что некоторые личности останутся в стороне.
- Знаешь, когда доходит до дела, на план не рассчитывают. В стороне можем остаться и мы. Если захотим…
“ГП и Демон Ночи”.


Дальше, мы обращаем серьезное внимание на персонажей фика. А точнее, в данный момент, на СВОИХ персонажей. Крайне советую, не торопясь написать их историю. Потом обдумайте, как каждый из них относится ко ВСЕМ героям Роулинг (включая миссис Норис). Запишите это. Отношения продумываются таким образом: что нравится, что НЕ нравится в конкретном Дамблдоре. Обещаю, будет очень интересно! С каждой новой строчкой ваш персонаж будет оживать! Эта лучшая награда за труды над планом. Кроме удовольствия, это позволит вам в дальнейшем легче планировать диалоги. Теперь критически пересмотрите своего персонажа, наделите его характер парой серых черт. Добавьте изюминку по вкусу. Только не нужно класть килограмм изюма! Умеренность во всем!
Тем, у кого фантазии нет, стоит взять за прототипы реальных людей. То есть как ваш брат или сестра относились бы к Гарри Поттеру, Малфою…
Итак, у нас есть персонажи. Свои до последнего! Мы пересматриваем наш план… Не расходятся ли сюжетные действия с их характерами? Если да, то корректируем ПЛАН, а ни в коем случае не ГЕРОЕВ! Ибо в душу читателю западают именно персонажи, а не сюжетные повороты.
Теперь о персонажах госпожи Роулинг. Отметьте для себя все основные моменты характеров. Я знаю, что вы их знаете! И все же сделайте это. Поверьте, писать будет легче.
Теперь у нас есть сюжет и герои. Начинаем писать? Да! Но сначала проверяем все еще семь раз, а в идеале показываем наработки близким друзьям или подругам. Они отметят то, что пропустите вы.


Пишем.

- Гарри, а ты пробовал писать фанфик?
- Да, именно его сейчас и читают.
- Кто?!
- Какой-то пользователь сети сейчас читает наш диалог. Я это чувствую.
“ГП и реальный мир”.


Возникает вопрос. Как вы собираетесь публиковать фанфик? Целиком или по кусочкам, которые будут писаться в процессе? Последний вариант советую только для профессиональных фанфикеров, вкусивших соль жизни. Для остальных: При любом раскладе пишите фик целиком. Никто ведь не мешает выкладывать его потом по частям! Вся проблема в том, что многие начинающие авторы не представляют объем работы. Чтобы кормить почитателей объемными и не слишком редкими “продами” В ПРОЦЕССЕ написания, нужно работать по 4-5 часов в день. И это не шутка! К тому же все делается в спешке, а от этого ошибок будет тьма. Обещаю! Гораздо удобнее писать фик потихоньку… Когда есть вдохновение и желание.

Наверное, вы не раз сталкивались с ощущением “я могу написать круче”. Вот сейчас вы и поймете, как жестоко ошибались (Только не надо язвить над этой фразой уже состоявшимся фанфикерам). Давайте угадаю. Текст получается каким-то хреновым… Одно дело толкнуть где-то пару блестящих фраз, другое – написать блестящий фик! Однако, продолжайте писать, стиснув зубы. Написали главу? Теперь, не спеша, перечитывайте её и исправляйте корявые места. Исправили? А теперь еще раз! И еще! Пока текст не станет удобоваримым. Но это не конец. Через день снова перечитайте главу и, о чудо, там, оказывается, еще несколько роялей в кустах! Дам 90%, что будет именно так. По такой же системе пишите и остальные главы, части. НО! Первой главе уделите 200% внимания от всех остальных! Ибо если вы провалите её, остальные вам не понадобятся. Читателей не будет. То же самое и с завязкой сюжета, если её не будет в той части, которую вы выложите первой, то шанс смерти фика тоже довольно высок. Главное для нас – это зацепить читателя! Чтобы он вернулся в темку за продолжением!


Фик на форуме.

- Рон, ты вообще знаешь, что такое интернет?
- Да, ты говорил. Там есть форум, на котором выкладывают фанфики. И почти все они – дерьмо…
“ГП и реальный мир”.


Итак, мы все написали и выкладываем на форум. В первый день получить отзывы вероятно, но особо надеяться не стоит. Они начнутся на следующий, когда люди вчитаются. Основной бум сообщений начинается где-то с 17:00 по Москве, затихает в 21:00. Ройте землю (точнее выкладывайте заготовленные части), но чтобы тема в этот момент была на первой странице. Именно в это время её увидит большинство.
Отзывы могут быть самыми разными, плохими, хорошими – внимательно читайте все. Если нужно, записывайте. Запомните одно! Как бы вас не просили (или материли) никогда не изменяйте сюжет в угоду читателю! Никогда! Им смех и развлечение, а у вас может появиться дыра в сюжете из-за резких замен в уже продуманном плане. За которую вас потом и закидают камнями те же читатели! Учитывайте все их пожелания по развитию событий на ваш СЛЕДУЮЩИЙ фик.

Еще момент. Общайтесь с читателями! Желательно с каждым!

Критики.

Почернели небеса, и подул холодный эфирный ветер. Вздрогнула земля от тяжелой поступи подкованных сапог. И явил истинное лицо Мастер Теней. Содрогнулся мир. И понял. Перед ним ИНОЙ. Перед ним Князь Тьмы, считающий себя посланником Господа.
“ГП и Демон Ночи”.


- Быстрый, хочешь узнать, в чем ты промахнулся? Я открою тебе это.
- А не пошел бы ты в ж*пу? Ты бы там через секунду свихнулся.
“ГП и Демон Ночи”.


Эта тема уже не просто стара, она еще и избита. По этой причине я скажу лишь несколько слов. С начало определимся, кто такой критик. Это тот человек, который не просто ругает фик, а ругает отдельные его моменты. Разница огромная. Сравните. НЕ критик: “Фик – дерьмо”. Критик: ”В фике слишком предсказуемый сюжет и сразу шесть Мери Сью, ИЗ-ЗА ЭТОГО он - дерьмо”. Вот истина! Запоминайте каждое слово критикующих, а лучше записывайте. Одним словом анализируйте ситуацию! Однако повторюсь, НИЧЕГО НЕ МЕНЯЙТЕ. Все сказанное учитывайте для следующих фиках! Если вы не согласны с критиком, то СПОРЬТЕ. Именно спорьте, а не скандальте! Это разные вещи… Если критик подло закрылся словом “ИМХО”, то требуйте у него разъяснений позиций. Мол, подробнее бы… про дерьмо…
И последнее. Разделите количество оставленных вам постов на количество посещений (только делать это нужно не в первый день…), если выйдет 1 / 10, то фик популярен. 1 / 9 – лучше; 1 / 11 хуже. Однако это для ОЧЕНЬ общих случаев и мое ИМХО. Понятно, что если за день вы наберете 4000 просмотров и 3 поста, то это превосходно…

Некоторых может удивить, что я не затронул стиль. Это потому, что затрагивать тут особо нечего. Стилистические ошибки (aka рояли в кустах) мы находим в части “Пишем”. Дам самый избитый совет – больше простых предложений. А если со стилем не клеится, не переживайте – все приходит с опытом. Просто пишите чаще и больше, а написанное проверяйте.
Кстати, я сейчас учу жизни, а ведь стиль у самого хромает. Хотя раньше было НАМНОГО хуже.
_________________
Мой внутренний мир построен по принципу букваря,
Я знаю ваш кодекс, но мне веселей дурить.
(с) Умка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алька Прекрасная леди
Отдан Скорму

Наставник в деле познания Пути


Откуда: Эгинский Пляж

Родители: попутчик и Maria-VVVV

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 15:05    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

shamAnka, реально полезная тема! Лично я кое до чего из этого уже додумалась сама (практика, что б ее!), но если бы прочитала до того, как переходить к этой самой практике, было намного лучше!
Спасибо!
_________________
Конторская дача: http://www.diary.ru/~advokot
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Катя Озерская Прекрасная леди

Неизлечимая Скормофилка


Откуда: Минск

Родители: Талинна

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 15:33    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

http://forum.upperwood.ru/index.php?showtopic=4383

А это от меня. На ту же тему) Не сочтите за саморекламу...
_________________
Открыл Америку? Закрой обратно!
Летите, Голлумы, летите...
Живу с завтрашним днем
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
shamAnka Прекрасная леди

Миледи, встретившая Кантора на Пути
Миледи, встретившая Кантора на Пути


Откуда: побережье

Пересекающая границы вместе с Кантором

Дети: Стерва, Shellar, Анариэль

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 16:36    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Алька
а инфу мне, кстати, несравненная Невидимка подбросила, так что ей спасибо)))

Кать, ты давай, давай. Не сочтем)))
_________________
Мой внутренний мир построен по принципу букваря,
Я знаю ваш кодекс, но мне веселей дурить.
(с) Умка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Катя Озерская Прекрасная леди

Неизлечимая Скормофилка


Откуда: Минск

Родители: Талинна

СообщениеДобавлено: 8 Мар 2008 22:24    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Просто автор пособия - я)
_________________
Открыл Америку? Закрой обратно!
Летите, Голлумы, летите...
Живу с завтрашним днем
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
shamAnka Прекрасная леди

Миледи, встретившая Кантора на Пути
Миледи, встретившая Кантора на Пути


Откуда: побережье

Пересекающая границы вместе с Кантором

Дети: Стерва, Shellar, Анариэль

СообщениеДобавлено: 11 Мар 2008 13:20    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Мы догадались)))
_________________
Мой внутренний мир построен по принципу букваря,
Я знаю ваш кодекс, но мне веселей дурить.
(с) Умка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
andrewus Горячий кабальеро

Демон-искуситель
Демон-искуситель
Отпечатков копыт: ∞



Откуда: Moscow

Оплетен косами Silvern

Родители: Лиорэль и redfoxius
Дети: ERIS, Кэрит, Rusher, Аранта

СообщениеДобавлено: 4 Июл 2008 03:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Думаю, этим ссылкам самое место здесь.

Злобный Ых.

Ошибки и штампы в фантастике
Фантастика популярна. Многие из книг этого жанра стали настоящими библиями для группировок фэнов - взять хотя бы "Властелина колец"! По фантастическим романам снимают фильмы, пишут компьютерные игры и даже увековечивают их героев (как, например, запечатлен в камне Человек-невидимка, точнее, отпечатки его ступней, в Екатеринбурге). Однако значительная часть снобов при одном слове "фантастика" презрительно воротит нос - нет, ребята, не литература это. Почему? Только ли из-за своего снобизма?

Оставим в стороне фантастику бульварную, у авторов которой только одна задача: сшибить денег (с читателя или хотя бы издателя). Поговорим о фантастике как о разделе Большой Литературы, преследующей - хотя бы косвенно - цель облагородить читателя, чему-то научить его, а не просто позволить убить время в электричке. Предположим, что автор владеет языком, прекрасно излагает свои мысли, замечательно строит сюжет и вообще выдает нетленку. Достаточно ли этого, чтобы сделать высококлассный фантастический текст?

Нет, не достаточно. Ближайшей аналогией является жанр исторического романа. Каждый может писать исторические романы - как та машинистка, что выдавала шестьсот знаков в минуту (помните? заключительная реплика в сторону - "но такая фигня получается..."). Но большинство людей со школы сохранило какие-то знания об истории, и просто так гнать пургу, ничего не понимая в предмете, не удастся. Засмеют. Иначе дела обстоят с фантастикой - как с научной, так и со сказочной. Мы же придумываем, правильно? Значит, можно высасывать антураж из пальца?.. Ага, щазз. Писателю-фантасту помимо обычных талантов нужно обладать еще и хотя бы приблизительным представлением о предмете: скажем, об астрономии, если пишешь о звездных войнах, или истории, если пытаешься ваять фэнтези. Можно, конечно, создать абсолютно новый, свой, ни на что не похожий мир со своими законами физики и социологии. Но для этого нужно, во-первых, быть энциклопедистом, чтобы представлять, как именно обстоят дела в реальности, чтобы ненароком не повториться. Во-вторых, требуется обладать безукоризненным логическим мышлением, позволяющим построить свой мир без единого логического противоречия... ну, или хотя бы без таких противоречий, что бросились бы в глаза читателю. И при всем при том данный мир еще и должен привлечь других. Модель идеального сферического коня в вакууме вряд ли окажется интересной для широкой публики.

Автор может со всей уверенностью заявить: еще никогда в фантастической литературе не было создано ни одного мира, большая часть элементов которого не оказалась бы позаимствованной из нашей реальности. О психологической подоплеке этого явления - как-нибудь в другой раз, а пока сделаем грустный вывод: не родился еще писатель, которому бы удалось избавиться от необходимости поверять поэзию логарифмической линейкой. К сожалению, мало кто занимается такими вещами. Обычно за аксиому принимается вычитанное в книгах собратьев по ремеслу или в бульварной прессе, пишущей доступной для последнего идиота языком. Это приводит к тому, что невообразимый бред зачастую кочует с книжных страниц на газетные, оттуда - на телеэкраны, а затем - снова в книги. К настоящему времени в фантастике и в поп-науке в целом сложился приличный набор штампов - как технических, так и концептуальных - узнаваемых с полуслова, затасканных до неприличия и при всем при том не имеющих ничего общего с реальным положением дел. О некоторых таких штампах речь и пойдет ниже.

Сразу установим рамки, в которых будет проходить обсуждение. Вся современная научная и псевдонаучная фантастика оперирует понятиями из современной нам науки и техники. Времена, когда романы Жюля Верна предвосхищали развитие техники, пусть и на краткий период времени, прошли. Современному неспециалисту (к которым относятся и писатели) дай бог освоить уже достигнутое цивилизацией. Кроме того, заниматься линейной экстраполяцией в будущее не имеет никакого смысла - если вспомнить прогнозы начала 20 века, то уже к его середине улицы городов должны были оказаться заваленными лошадиным навозом аж по третий этаж. Можно констатировать, что в НФ сегодня задействуются либо реальные достижения науки и техники, увешанные рюшечками для пущей футуристичности, либо просто устоявшиеся чуть ли не с шестидесятых годов штампы. Именно поэтому разбор пойдет с позиций современной науки и с учетом современных тенденций (если таковые имеются). Разумеется, завтра может случиться новое эпохальное открытие - опровергнут, например, теорию относительности - и значительная часть приведенных ниже рассуждений потеряет всякий смысл. Но принимать во внимание такую возможность мы не будем.

Итак, приступим.
_________________
Чиним все. С помощью бубна и русских народных заклинаний.
Да не «Ах, секс» — Access! А, впрочем, ладно...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
shamAnka Прекрасная леди

Миледи, встретившая Кантора на Пути
Миледи, встретившая Кантора на Пути


Откуда: побережье

Пересекающая границы вместе с Кантором

Дети: Стерва, Shellar, Анариэль

СообщениеДобавлено: 4 Июл 2008 12:46    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Спасибо, правнук. Я так и не удосужилась вывесить)))
_________________
Мой внутренний мир построен по принципу букваря,
Я знаю ваш кодекс, но мне веселей дурить.
(с) Умка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ezh Горячий кабальеро

Модератор Пути


Откуда: Киев

Тайно повенчан с Ringonoki

Родители: Shellar и Luxoria

СообщениеДобавлено: 18 Авг 2008 21:04    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Фантастическое допущение - это такакя полезная штука, которая позволяет превратить фанфик в нечто большее чем подражание. Только им надо уметь пользоваться:

Мастер-класс. Генри Лайон Олди. Фантастическое допущение
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sedoy_voron Горячий кабальеро

Летящий по Пути


Откуда: Черновцы, Украина

Дети: Сэре-тян

СообщениеДобавлено: 25 Авг 2008 19:02    Заголовок сообщения: Немного о бое на ножах.
Ответить с цитатой

– Ты раньше фехтованием занималась? – спросил смуглый мужчинка у девушки. Та кивнула.
– Оно и видно. Ты пытаешься блокировать лезвие. Для ножа это глупо.
– Почему?
– Блокируй выпад.
Деревянные ножи столкнулись. Атакующий клинок не остановился, а, вильнув, скользнул по тыльной стороне кисти, предплечью и неприятно ткнул в локтевой сгиб. Девушка непроизвольно ругнулась.
– Теперь атакуй ты.
Молодой человек не стал блокировать лезвие. Вместо этого он неприятно чирканул деревянным ножом по внутренней стороне запястья атакующей руки, предплечью и снова ткнул в локтевой сгиб.
– Блин! – не сдержалась девушка.
– Видишь? Блокируя лезвие, ты оставляешь противнику шанс, которым он, если не дурак, обязательно воспользуется.
– А Кантор не дурак. – задумчиво произнесла девушка, прикидывая что-то в уме.
– Конечно. Он вдвойне не дурак.

p.s. Искренне прошу прощения у всех, кого данный пост ввел в заблуждение. Его цель напомнить, что бой на ножах сильно отличается от боя на мечах. Люди могут жить в разных мирах, пользоваться разными техниками боя, но у них есть кисти рук – с сухожилиями, сосудами и нервами. Разумно ли блокировать лезвие, растягивая сражение, если можно повредить кисть соперника и обеспечить себе преимущество, тем самым приближая победу?
_________________
«4: Кроссовер sedoy_voron – Сэре-тян» – готово на 40%
«Скупые слезы настоящего мужчины» – готово на 30%
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Алька Прекрасная леди
Отдан Скорму

Наставник в деле познания Пути


Откуда: Эгинский Пляж

Родители: попутчик и Maria-VVVV

СообщениеДобавлено: 24 Янв 2009 17:49    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ФАНФИКЕРУ

Как-то раз, после бессонной ночи в Интернете, на меня снизошло Откровение, и я поняла, что знаю, как написать популярный фанфик и не испортить себе нервы бесконечной войной с критиками. Интересует?
Тогда поехали!
Итак, дорогой друг, ты решил написать фанфик? Похвальное намерение!
Давай для начала решим, чего ты хочешь: переделать концовку книги в соответствии со своим видением или приобрести известность?
В первом случае тебе уже никто не поможет, но если второе – тебе сюда!

Тебе нравится мир, созданный автором? Ты хотел бы там жить? Ты вообще живешь только там, а здесь, кажется, родился по ошибке?
Тогда ничего – слышишь, ничего! – не пиши! Если мир тебе дорог, любые нападки в его адрес будут злить и даже (может быть!) доводить до слез. Выбери другую тему, которая тебе совершенно безразлична.

Дальше. Уж извини, но с оригиналом придется ознакомиться. Хотя бы поверхностно. Если читал недавно – подожди пару месяцев, пока детали не изгладятся из памяти. Чем больше расхождений с оригиналом найдут читатели, тем больше отзывов оставят.

Мой третий совет – никогда не пиши про приключения, неземную любовь и прочие трагедии. Стеб и только стеб, по принципу - чем хуже, тем лучше.
Поменьше философии, а то еще не дай Бог проникнешься! Начнешь думать, переживать! Нет уж, следуй моим советам и береги нервы!

Совет четвертый - о героях.
Забудь! Это у автора оригинала они были героями! Презирай и издевайся надо всеми. Зато никто не обвинит тебя в создании очередной «Мэри-Сью»! Заставь своих читателей защищать героев от тебя и хором вопить: «Он (она, оно) не мог так поступить!» Известность обеспечена!

Пятое - грамотность.
Думаешь, надо писать правильно? Щас! Чем больше у тебя ошибок, тем больше будет читателей. Придут, и даже прибегут, только чтобы высказать свое «фе». Психология, дружок!
Но не перебарщивай – смысл слов все-таки должен угадываться.

Шестая важная деталь - размер выставляемых отрывков. Пиши часто, но мало. Максимальный размер продолжения – не больше двадцати строчек. Читателям трудно воспринимать много текста сразу.

Седьмое - сюжет.
Да черт с ним! Его все равно никто не помнит. А ты как думал?
К твоему сведению, нормальный читатель просматривает за день по пять-шесть фанфиков, не считая прочих тем. Поэтому твои интриги и отложенные с позапрошлых глав «ружья на стене» все равно никто не запомнит. Лучше дай побольше детальных описаний секса. Нет фантазии и опыта? Ну, перескажи своими словами порнофильм, главное, не забудь вставлять подходящие имена, и тогда читатели пойдут к тебе косяком.
Восьмое, что тоже не стоит забывать, - оформление.
«Шапку» делаем правильно и грамотно, соблюдая все требования, иначе удалят!
В графе «Предупреждения» обязательно пишешь, что это «твой первый фик», поэтому «не надо судить слишком строго». Процентов пятьдесят случайно зашедших останется только для того, чтобы посмотреть, что там наваял этот начинающий.

И последнее – критика. Она была, есть и будет. Не обращай внимания и продолжай писать! Не ищи себе бету, но указанные ошибки исправляй. Читатели должны видеть, что они тебе нужны!

Благодаря этим несложным советам ты быстро прославишься и – что не маловажно! – сбережешь свои нервы. Количество комментариев в твоих темах будет огромным. Тебя будут цитировать и ставить в пример. Пусть со словами «Вот как не надо писать фики!», но все-таки.
Удачи тебе, фанфикер!
_________________
Конторская дача: http://www.diary.ru/~advokot
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andrewus Горячий кабальеро

Демон-искуситель
Демон-искуситель
Отпечатков копыт: ∞



Откуда: Moscow

Оплетен косами Silvern

Родители: Лиорэль и redfoxius
Дети: ERIS, Кэрит, Rusher, Аранта

СообщениеДобавлено: 9 Ноя 2009 00:42    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ян Фальк о критике

«Существует два вида критики:
Профессиональная
И непрофессиональная

Профессиональная критика — это когда профессионал критикует профессионала.
Т.е. человек с соотв. образованием, скажем театральный критик — критикует работу профессионального режиссера. И.т.д. Думаю аналогию все поняли. При чем здесь важно, чтоб профессиональность обоих была в ОБЩЕЙ сфере. Потому что когда профессиональный ЖУРНАЛИСТ без режиссерского образования начинает делать вид, что профессионально критикует режиссера, это уже относится к следующему пункту — критике непрофессиональной. Профессиональный журналист может на самом деле профессионально по ФОРМЕ высказать свое мнение (оценочное суждение) как ЗРИТЕЛЯ, т.е. интересно написать о своих впечатлениях. Но не оценить качество режиссерской работы с позиции профессионала в этой области. Главное отличие профессиональной критики от непрофессиональной, что критикуемый и критикующий находятся, как минимум, формально, в одной весовой категории.

<lj>Непрофессиональная критика имеет несколько вариантов.
Профессионал критикует непрофессионала. Непрофессионал, обладающий некоторыми представлениями о предмете критикует непрофессионала, так же обладающего некоторыми представлениями о предмете.

Далее существует вообще третий вид оценки, который по факту критикой не является, но многие его в таковые записывают. Это когда человек свое личное «нравится — не нравится» пытается выставить в виде «профессиональной критики». Обычно это происходит, когда непрофессионал критикует профессионала, но с таким видом, будто бы он знает предмет лучше него. Это часто встречается, когда, скажем, человек не имеющий никакого операторского образования высказывает свое мнение о работе оператора в фильме, сыпля терминами, которые почерпнул из чужих профессиональных отзывов, но мало что, на самом деле, понимая в технических моментах процесса и.т.д. Или когда непрофессионал, критикует такого же непрофессионала, но целью его критики является показать свое личное превосходство и лучшее понимание предмета, т.е. самоутверждение.

Крайне редко кому удается удержаться в рамках «зрительской позиции», т.е. честно признаваться что он высказывает лишь свое оценочное суждение из серии «понравилось — не понравилось» а профессионально оценивает только то, что действительно в рамках его профессиональных знаний. Профессиональный историк может раскритиковать историческую достоверность фильма, но оценивать актерскую игру или режиссерскую работу может ТОЛЬКО исходя из своих «нравится — не нравится».

Увы, ЭТОТ вид критики превращается в критиканство довольно быстро.
И оно само по себе никому особо не вредит, если уйма непрофессионалов критикует какой-то профессиональный проект, которому от этого ни горячо, ни холодно. Но это становится проблемой, когда критиканство переползает в сферу, где авторы куда менее уверенны в своих силах.И где творчество не профессия и способ зарабатывания денег, а хобби, способ творчески выразиться и получить удовольствие от процесса общения с единомышленниками.

Теперь к сути поста.О критиканстве я говорить не буду, и так понятно, что это занятие не слишком полезное и красивое. О профессиональной критике — тоже. Потому как профессионалы и так знают что с этим делать. А поговорить я хочу о критике непрофессиональной.

Т.е. о тех случаях когда Профессионал критикует непрофессионала, или непрофессионал критикует непрофессионала, и о том, что принято называть «конструктивной критикой».

После выхода Ребекки, я очень часто сталкивался с постами следующего содержания : сначала короткое «Мне очень понравилось! Вы все молодцы, но...» а потом пост на страницу 12-м кеглем, с подробным перечислением недочетов, ошибок, допущений и.т.д.

Т.е. процентное содержание негативной оценки к позитивной 9 к 1.
При этом, если вчитаться абстрагировано, по посту видно, что человек действительно хочет как лучше, на самом деле стремится помочь авторам проекта увидеть недочеты и исправить их. Но по факту получается, что негативная оценка значимее, важнее, чем позитивная. Как для него, так, в итоге, и для критикуемого.
Сколько раз встречаю следующую реакцию: сделаешь что-то хорошо и максимум что ты получишь в ответ — «клево! пиши еще!», а вот ошибку твою тебе распишут подробно и с деталями. Это, кстати, очень типично для Российского менталитета «замучить советами».

Это я , поверьте мне, совершенно не к тому, что эти советы никому не нужны, а нужны автору лишь похвала да восхваление его таланта. Нет. Советы адекватному человеку нужны очень, и он их с благодарностью принял бы, если бы не тот факт, что человек, который пока еще в своей области не является профессионалом и не слишком прочно стоит на ногах, не был бы действительно психологически уязвим, а, значит, склонен защищаться от потенциальной угрозы.

Если вы прочитали фик, стихотворение, увидели рисунок, услышали песню (не важно что) и вы действительно в силу образования более компетентны чем автор, но вам хочется дать оценку его творчеству....спросите себя: Какую цель вы преследуете?
Если показать что вы круче, а он ни хрена не понимает...ну тогда Бог вам судья, пишите что пишется. Но не обижайтесь, если в ответ на вашу честную критику вы получите не менее честную истерику.

Если же вы действительно хотите ему помочь научиться и стать лучше, помните что с данного момента вы уже не «критик», вы, по сути дела, ПЕДАГОГ.

И мыслить надо уже иначе.

Я не спорю что «талант везде пробьется» и что если человек действительно хочет петь, рисовать, писать и.т.д. ничья неумелая критика его с этого пути не собьет. А если собьет — не так уж и хотелось. Но каждый волен делать выбор, станет он тем кто действительно поможет, или тем, кто помешает, не правда ли? Куда положить свой кирпичик: в стену перед человеком, или в ступеньку под его ногой?

Так вот, если вы чувствуете, что видите нечто стоящее разговора, но просто в силу недостатка знаний у автора, не такое хорошее как могло бы быть, помните...скорее всего, то что вы видите — это на данный момент МАКСИМУМ возможностей автора и он вложил в это МНОГО сил, времени и труда. То, что для вас там до хрена недочетов, и вообще «это же элементарные вещи»....так вы этому долго учились. Поверьте мне, если бы я рассматривал вокал моих учеников с позиции моего 15-летнего опыта и выдавал им честное резюме относительно того КАК они поют на данный момент, они НИКОГДА бы больше не захотели петь. Поэтому я всегда делаю то, что считаю ГЛАВНЫМ в педагогическом процессе (и по сути дела, именно на этом правиле мне удается помогать людям петь, даже когда у них большие проблемы с голосом) — я подкрепляю их мотивацию. Вы не поверите, но мотивация это 80% успеха всего предприятия. Это 80% гарантии того, что человек будет учиться и расти над собой.

А подкреплять мотивацию надо, отмечая все то хорошее что есть в той работе, которую вы хотите критиковать. Человек, который поделился выстраданным, УЯЗВИМ. И в этот момент первое, что ему нужно — это понять, что то что он делает «не полное говно». А подавляющее большинство людей творческих бессознательно себя в этом подозревает.

И, ей Богу, если вы напишите «Идея хороша, но...» и дальше подробно распишите где она криво выполнена, шансы на то, что человек окажется настолько осознан и уверен в себе, что услышит это «идея хороша» стремятся к нолю. Такие люди конечно бывают, но они редки в природе. И я , скажем, к ним не отношусь в тех областях где я непрофессионален, а только в статусе ученика-любителя. Хотя у меня уровень осознанности достаточно высокий, и я, по крайней мере, умею тормозить себя в процессе истерики на тему «все..я бездарь я больше никогда не буду рисовать!». Скорее всего человек услышит «ты — унылое говно...» особенно если вы в его глазах авторитет.

И не думайте, что если вы его сначала похвалите, то вашу критику и советы он потом проигнорирует и решит, что ему не стоит развиваться. Как правило, люди истинно творческие (а вы, как профессионал, вряд ли стали бы обращать внимание и тратить время на посредственность и графоманию) это люди самокритичные, и о своих проблемах и недочетах знающие не меньше, если не больше вас.

Поэтому если вы хотите чтоб ваша критика была действительно конструктивной, т.е. НАУЧИЛА критикуемого чему-то, что он еще НЕ УМЕЕТ, первое, что вы должны сделать — подкрепить его мотивацию ПРОДОЛЖАТЬ учиться и заниматься этим делом. Т.е. отметить и подробно разобрать, со своей авторитетной точки зрения, что в его работе ХОРОШО. Даже если хорошего там не так много, что-то обязательно есть, иначе вы бы не полезли эту работу улучшать, ведь правда? Вам важно сначала объяснить автору почему именно ЭТУ, хорошую, и перспективную работу, можно и нужно улучшить. А уже потом, как сделать выводы из ошибок и в следующей работе использовать новый навык или исправить эту.
Только после того как вы дали человеку почву под ногами основанную на ВАШЕМ авторитетном мнении и подтверждении того, что он делает что-то достойное внимания, вот после этого уже можно конкретно и по пунктам говорить ему как сделать эту ХОРОШУЮ работу ЕЩЕ лучше.
И уверяю вас, если вы дадите точные указания, человек вприпрыжку побежит их выполнять, и ему в голову не придет на вас обижаться за «критиканство».

Важно помнить, что то что вы видите как недоработки, недочеты, и элементарные ошибки, это, вполне возможно, результат ПРЫЖКА ВЫШЕ ГОЛОВЫ для того, кто не имеет вашего опыта. И уже исходя из этого (если конечно ваша цель действительно научить) надо строить свой диалог с автором. (У вас конечно может быть цель «научить жить с несправедливостью этого жестокого мира», но тогда отдавайте себе отчет в том, что и реакция на такое обучение может быть соответствующая. Дрессировщиков частенько кусают их подопечные. И больно.)

На самом деле, я стараюсь придерживаться этого принципа не только в сфере искусства, но и в сфере личного общения. Помнить о том, что сказав «правду матку» я, вполне возможно, добьюсь противоположного результата. И мало того, что настрою человека против себя, так еще и помешаю ему в итоге где-то улучшить то, что у него не получается. При этом я не вру. Правду можно говорить очень по разному. И когда я нахожу что-то позитивное в том что собираюсь критиковать, я ТОЖЕ говорю правду. А если я не вижу НИЧЕГО позитивного, то я просто ничего не говорю. Либо же, если уж говорю, то отдаю себе отчет в том, что на данный момент я иду продемонстрировать свою крутизну и отпинать то, что мне НЕ НРАВИТСЯ, а цели мои далеки от конструктивных. И ЭТО я тоже иногда делаю, потому, что я не идеален и во мне до фига агрессии. Но я не обижаюсь, когда в ответ мне выдают уйму агрессии. Это честно.

Если вернуться к критике профессиональной, то на самом деле, критические разборы это далеко не только перечет всего того, что плохо в работе. Критическое эссе, это подробный РАЗБОР работы, в том числе и с учетом всего хорошего и позитивного, что в ней есть. И важно помнить, что в критике перечисление того что автору удалось НИКАК НЕ МЕНЕЕ важно, чем перечисление недочетов. А за частую и более.

А что же касается критики «непрофессионалов» «непрофессионалами» тут правила те же, только помнить надо еще и том, что вы в равных условиях, в одной лодке, т.е. ваша задача «взаимопомощь» и поиск путей для улучшения творчества, а не для самоутверждения друг за счет друга.

И важно помнить, что есть разница в подходе к студентам, пришедшим, скажем учиться какой-то конкретной специальности. Да, если они хотят стать профессиональными актерами, врачами, да кем угодно еще...их педагоги имеют право их не щадить, потому что многие профессии требуют психологической выносливости и умения жить с несправедливой и неадекватной реакцией на свой труд. Но если человек занимается творчеством РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ, а не ради профессиональной деятельности, то и подход тут должен быть совершенно иной. И если вы ему своим поведением и формой, в которой вы выбрали ему «помогать» этот кайф обламываете, не удивляйтесь, что он измажет вас своими соплями. А может, и блеванет вам в лицо, отравившись вашими советами.»
Ян Фальк via Голди
_________________
Чиним все. С помощью бубна и русских народных заклинаний.
Да не «Ах, секс» — Access! А, впрочем, ладно...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Проза: фанфикшн Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Оксана Панкеева рекомендует прочитать:

Цикл завершается последним томом:

Оксана Панкеева, 12-я книга «Распутья. Добрые соседи».