Форум
Весна идет, весне дорогу!
Последняя новость:

Комендант Скив, в этот прекрасный зимний день 6 декабря поздравляем тебя с днем рождением! Пусть твое личное общежитие приносит тебе радость, независимо от глубин хитрости, оторванности и градуса чада кутежа, в которые погружается:)

RSS-поток всего форума (?) | Cвод Законов Дельты | На полуофициальный сайт Оксаны Панкеевой | Все новости

Вся тема для печатиЛитературный ликбез

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Проза: Ваша точка зрения
Предыдущая тема :: Следующая тема :: Вся тема для печати  
Автор Сообщение
Талинна Прекрасная леди

Миротворец. И это не секира!


Откуда: г. Москва

Родители: Раэл
Дети: Катя Озерская, SKORP!ON, Алекс Воронцов, ~Ai~

СообщениеДобавлено: 10 Июл 2008 01:07    Заголовок сообщения: Литературный ликбез
Ответить с цитатой

РАССКАЗ — повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. Б.Томашевский считал, что рассказ — это русский термин для новеллы.Совершенно очевидно, что сама краткость является существенным признаком новеллы. Краткость отделяет новеллу от больших эпических жанров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом". (Е.Мелетинский).

Генетические истоки новеллы — именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни — отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки — отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное.Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя — неожиданные повороты судьбы. В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова Спать хочется говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное — убийство младенца. Рассказ невелик по объему.

Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова Ионыч по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна — показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, "рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия"."Но отбор деталей — это еще не вся трудность", — писал мастер рассказа Нагибин. — Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы "в один глоток"; тоже и весь "частный" образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, "с быстротой чтения", слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…". Так, в рассказе Бунина Антоновские яблоки практически ничего не происходит, но мастерски подобранные детали рождают у читателя "живое, картинное представление" об уходящем прошлом.

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в "крупных" жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами — сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. — Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).
*************************************************************************************************
СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка .
ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.
КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке (см.). В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких К.
РАЗВЯЗКА - структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.

Миниатюра
в литературе, театре, цирке, на эстраде, жанр "малых форм": небольшое по размеру произведение — короткий рассказ, короткая пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографическая или музыкальная сценка, эстрадная или клоунская сцена и т. п.

ПОВЕСТЬ - широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению.

ОЧЕРК,
1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой.

ПРИТЧА, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»)

СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см.), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

СТИЛИЗАЦИЯ - (от франц. stilisation < лат. stylus - стиль) - 1. Стилистический прием: умышленная имитация автором особенностей чужой речи для достижения определенной художественной цели (в частности, речевой характеристики персонажа, относящегося к какой-либо социальной или этнографической группе, например предполагаемого рассказчика в сказах М. Зощенко). 2. Произведение, имитирующее стиль другого художественного текста (писателя, направления), самостоятельное по содержанию, но повторяющее его стилевые черты. Бывают комические и некомические. К комическим С. обычно относят пародии (см.), как правило, гипертрофирующие отдельные черты стиля пародируемого текста, к некомическим - С. в узком смысле слова (например, "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова) и вариацию ("Безумие" Ф.И. Тютчева (вариация на тему пушкинского "Пророка"), "Шестая повесть Белкина" М.Зощенко). Нередко С. служит целям литературной мистификации (см.)


Для желающих получить ответы на другие вопросы и пополнить свои знания по этому вопросу, к вашим услугам:
http://www.gramma.ru/
_________________
Никак не могу собраться с мыслями: то я занята, то они...
http://zamok.pp.ua/index.php
http://www.diary.ru/~9551412/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mary_l Прекрасная леди

Нашедший Окольный Путь


Откуда: Киев


СообщениеДобавлено: 10 Дек 2009 17:26    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Прочитала и подумалось будет полезнее. Ибо сама как-то не пыталась "отеоретить" написание чего-либо. Так что, дабы не выдумывали велосипед, может кому пригодится. Тем более, что если стиль у человека есть - то он есть. А если нет - то можно с фантазией оформить.

Метод снежинки

И именно этот природный «метод» впервые формализовал и применил для создания литературных произведений, автор романов и известного курса по писательскому мастерству Рэнди Ингермансон (RandyIngermanson). Он назвал этот метод "Snowflake Method" — «метод снежинки».

Роман (или другое сложное литературное произведение) по этому методу пишется очень просто — от простого к сложному, «намораживая на грани центрального кристалла» всё больше «дополнительных кристалликов». Кстати, сам автор предупреждает, что это всего лишь один из методов. Но для него лично, он подходит больше всех остальных.

Правила этого метода очень просты.

1. Написать идею произведения одним предложением. Пример «Сумасшедший учёный решил уничтожить мир, когда его бросила любимая женщина.». Здесь не нужно ни имён, ни должностей, но его сюжетная линия должна содержать интригу, давать представление о всём будущем произведении. Занимает примерно час.

2. Теперь расширьте предложение до размеров абзаца, содержащего завязку, конфликт и развязку будущего произведения. Пять предложений будет вполне достаточно. Именно этот абзац можно затем разослать в издательства. Занимает примерно час.

3. Описать главных героев. Для лучшего восприятия их не должно быть больше трёх — большее количество разум человека просто не воспринимает и начинает путаться.

Описания героев должны обязательно содержать:
- Имя героя;
- Краткая история жизни (перечень ключевых событий, которые должен знать читатель);
- Мотивации героя (что «подвигает» героя на подвиги — любовь, деньги амбиции и т.д.);
- Цель (цели) героя (просто «полцарства» или ещё и невесту-царевну впридачу);
- Конфликты — кто и что мешает ему добиться цели;
- Как герой меняется в результате случившихся событий;
- События, в которых герой принимает участие.

Внимание! После того, как Вы описали всех главных героев, вернитесь к пункту 2. и перепишите аннотацию, те самые пять предложений, которые кратко описывают всё произведение. Вся эта работа занимает примерно день.

4. Каждый из пяти предложений аннотации распишите в самостоятельный абзац. Здесь ограничений нет. Каждый абзац, кроме последнего, должен заканчиваться конфликтом, последний — финалом произведения. Занимает примерно день-два, иногда больше.

5. Распишите поступки каждого героя в небольшие рассказы, размером примерно в страницу. Отдохните. Перечитайте и добавьте подробностей и уберите найденные нестыковки. После этого, у Вас будет серия связанных один с другими законченных рассказов, которые образуют скелет произведения. Занимает примерно неделю.

6. Распишите каждый одностраничный рассказ на 4-5 страниц. Перечитайте, что получилось. Именно на этом этапе определитесь со стратегией произведения. Занимает примерно неделю.

7. Превратите каждое описание героя в развернутую историю с добавлением всяких мелких деталей. На этом этапе вводятся и дополнительные персонажи. Итогом каждой истории должен быть вывод — как меняется герой от начала к концу произведения. Занимает примерно… у всех по разному.

8. Для этого лучше использовать электронную таблицу или чертеж-схему с указанием всех возможных связей между этими сценами.

Каждую сцену, указанную в таблице расписываете на несколько абзацев, чтобы получился законченный рассказ. В процессе рассказа проблема, которая породила сцену, должна быть решена полностью.

9. Всё, пишите черновик. Так, как получается! Не старайтесь сразу писать нечто совершенное. Закончив первый черновой вариант, отдохните. Далее совершенствуйте (сокращая и переписывая некоторые сцены) до приемлемого варианта, который уже можно послать в издательство.

10. Обязательно нотариально заверьте дату написания черновика и права на это произведение. Без комментариев.

Начните писать другое произведение. Вот и всё.

Авторское описание метода на английском языке http://www.rsingermanson.com/html/the_snowflake.html
Главное, не останавливаться, совершенствуя свою личную авторскую технологию. Тогда, в случае отказа издательства (издательств) от одного произведения не будет для Вас трагедией, сразу посылайте другое.
Преимуществом этого метода является быстрота написания и чёткая структура произведения.
Главный недостаток — подходит он далеко не всем.
Кстати, этот метод подходит не только для создания больших, эпических произведений типа романа «Война и мир», но и широко применяется в новостной журналистике — берётся интересное событие, определяются главные действующие лица (герои), далее выявляются мотивы поступков «героев», далее добавляются важные «мелочи».
Строки разворачиваются в абзацы, абзацы, если нужно, в отдельные статьи.
Всё гениально и просто!
Автор: Груздев Михаил.
_________________
Стань донором - спаси жизнь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mary_l Прекрасная леди

Нашедший Окольный Путь


Откуда: Киев


СообщениеДобавлено: 10 Дек 2009 17:29    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Методы "разбуждений" читателя

Объёмы потоков информации уже таковы, что сознание человека просто «отключается», защищая свой «внутренний компьютер» от перегрузки. Так и находится сей «прибор» в «спящем режиме», пока не случится нечто, что его «разбудит».
А что это будет за «будильник»?
Вот об этом сейчас и поговорим.

Информация эта будет полезна всем. Начинающим журналистам (блоггерам, копирайтерам, писателям и т.д.), чтобы знать, как «зацепить» спящее сознание читателя. Потребителям печатной (и не только) информации, чтобы знать, как просто открывается «ларчик» нашего дремлющего сознания для «нужной» (не нам, а тому, кто хочет «впихнуть в нас» то, что ему нужно), информации.

Итак. Начнем.
Американский журналист и писатель Рой Питер Кларк (Roy Peter Clark) (не путать с Питером Кларком, автором книг по математике для детей) задался целью создать идеальные приёмы письма и даже выпустил книгу «50 приемов письма».

По его словам «… это произошло, когда я понял, что уже около ста лет авторитеты в области письма учат одним и тем же вещам.» По его разумению, «за сто лет произошли такие существенные изменения в сознании читателей, что старые приёмы уже не работают. Эти приёмы уже не вызывают тех эмоций и откликов, которые должны вызывать».
Далее 50 приёмов были сокращены до 20-ти, а для самых начинающих вся новостная журналистика была сведена Роем в 10 самых эффективных приёмов.
Вот их мы сейчас и рассмотрим.

1. Подлежащее и сказуемое должно стоять вначале предложения. Эта конструкция делает предложение понятным с самого начала. Пример.« Нью-Йорк Таймс», заметка (The New York Times) Лидии Полгрин (Lydia Polgreen): «Восставшие захватили второй по величине город на Гаити Кап-Аитьен, (далее идут примерно 20 слов второстепенной информации). Полицейские спасались бегством.» Далее идет собственно статья, раскрывающая подробности. Чтобы избежать монотонности лучше делать предложения разной длины.

2. Используйте простые формы глаголов в настоящем и прошедшем времени. Сильные глаголы вызывают сильные эмоции. Пример. Именно в таком стиле была написана вся эпопея Джеймса Бонда, «Агента 007». «Бонд поднялся по лестнице, открыл дверь и закрыл ее за собой. Он стянул с себя одежду, пошел в ванную и несколько минут стоял под душем… Внезапно Бонд напрягся…» Следовательно, необходимо избегать следующих слов, которые «смазывают» действие: «вроде бы, скорее всего, похоже, должно быть, кажется, возможно, обычно».

3. Избегайте наречий. Они обычно просто дублируют глагол. Пример. «Взрыв полностью уничтожил церковь.» А разве изменится смысл, если написать проще: «Взрыв уничтожил церковь.»?

4. Ставьте сильные слова в начале и конце предложений. Избегайте запятых, ставьте точки. На точке мысль временно останавливается. Следующая фраза будет прочитана более внимательно. Пример. «Вчера произошло три главных события — смерть сенатора, крушение вертолёта, трагедия в частной школе». А теперь, внимание! Слова те же! «Вчера произошло три главных события. Смерть сенатора. Крушение вертолёта. Трагедия в частной школе.» Какая фраза подействовала на Вас лично сильнее?

5. Позволяйте словам работать в полную силу. Не повторяйте часто экспрессивные слова, вызывающие сильные эмоции. Это быстро вызовет пресыщение и нужного воздействия не окажет.

6. Обыгрывайте слова. Вставляйте в текст «несерьёзные» слова, которые обычно игнорируются в «солидных» статьях, но средний читатель их прекрасно понимает и воспринимает. Пример. Заметка об одном и том же событии из двух разных газет: «Разьярённая толпа растерзала трупы американцев» и «Торжествующая толпа растерзала трупы американцев». Какая фраза точнее описывает настроение толпы?

7. Выясняйте мельчайшие подробности. Именно мелкие детали: кличка собаки, одежда окружающих и т.д., обстановка в доме передают «атмосферу события», возбуждают интерес и вызывают доверие. Так, начинающих репортёров в некоторых изданиях наставляют «не возвращаться с задания без имени собаки».

8. Отвергайте «творческие клише». Ищите оригинальные ассоциации. Давно уже надоели всем «люди в белых халатах», «раскрыть карты» и т.д.

9. Будьте проще. Подбирайте простые, общеупотребительные слова вместо профессиональных терминов или сленга. А если уж иначе никак нельзя, объясняйте значение непонятных слов и выражений.

10. Новости уходят корнями в рассказы, повести, романы, поэмы и мифы. Изучайте наследие предков, читайте больше. Тогда Вы сможете точнее, романтичнее, поэтичнее (и мифологичнее) выразить свои мысли по поводу того или иного события.

Вот и весь минимум.
Рой предупреждает — это лишь приёмы, а не жесткие правила.
Главное правило журналиста (блоггера, копирайтера, писателя) — писать в своей индивидуальной манере. Быть непохожим на других!
И вот тогда и будет Вам почёт, уважение и любовь читателей.
Дерзайте!

Слямзено у Груздева Михаила на с http://smeet-blogosapiens.blogspot.com
_________________
Стань донором - спаси жизнь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mary_l Прекрасная леди

Нашедший Окольный Путь


Откуда: Киев


СообщениеДобавлено: 10 Дек 2009 17:31    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Краткость – сестра таланта!

Жил был человек. Звали его Рудольф Флеш. Умер он недавно. Флэшка – не его изобретение. Его изобретение назвали афоризмами Флеша. Это правила, которые делают текст более читабельным, понятным и интересным. Рудольф Флеш считал, что любой человек может стать писателем, если просто ему есть, что сказать. Надо лишь писать так, как говоришь, плюс несложные правила.

Флеш предложил семь правил, соблюдение которых позволит сделать текст более читабельным.
1. Используйте допустимые сокращения.
2. По возможности составляйте предложения без использования слова «что».
3. Используйте местоимения «я», «мы», «они» и «вы».
4. Ссылаясь на какое-то понятие, выраженное существительным, повторите само слово или используйте соответствующее местоимение; не стоит искать красочную замену.
5. Используйте краткие, ясные предложения.
6. В параграфе должен освещаться только один вопрос.
7. Пишите на языке, понятном читателю.

А ещё, по мнению Флеша, текст хорош только тогда, когда в нем нет ненужных отклонений от темы.

Из должностной инструкции в сфере PR одной крупной корпорации: «Составители текстов для средств массовой информации должны помнить следующие прописные истины по степени возрастания важности:
Избегайте громоздких слов.
Избегайте лишних слов.
Избегайте клише.
Избегайте псевдонаучной лексики.
Избегайте профессионального жаргона.
Избегайте аббревиатур.
Используйте активный залог.
Будьте конкретными.
Будьте проще.
Будьте краткими.
Будьте организованными.
Будьте убедительными.
Будьте понятными.»

А вот несколько советов от Михаила Груздева.

1. Никогда не доверяйте встроенной в «Word» системе проверки орфографии и синтаксиса, проверяйте тексты. Семь раз проверь…
2. Делайте предложения как можно короче.
3. Прочтите вслух то, что Вы написали. Возможно, ваше творение будут читать вслух или пересказывать. А лучше, попросите сделать это кого-нибудь.
4. Не используйте в одном предложении двух сходных по звучанию или смыслу слов. «Экономная экономика обладает ярко выраженным экономическим эффектом». Ну, или «памятные сувениры», «прейскурант цен» и т.д.
5. Бойтесь канцелярских оборотов, когда простые глаголы заменяются причастиями или деепричастиями! В этом Рудольф Флеш прав на 100%! Именно глагол обозначает действие. «Совершающий активную транзакцию по обмену валюты» человек просто обменивает валюту.
6. Не пишите первые пришедшие на ум слова. Обычно это просто привычные речевые штампы, которые сразу убивают интерес. Кому интересны «люди в белых халатах» или «… в серых шинелях».
7. Старайтесь делать как можно меньше ошибок. Безграмотность отвлекает от мыслей автора. Вроде бы всё понятно, а не то! Хотя, грешен, сам ошибок допускаю немало…
8. В элементах противостояния активного героя лучше поставить на первое место. «Добро побеждает зло» лучше, чем «Зло будет побеждено добром». Важные слова и активные глаголы тоже лучше поставить в начало предложения.

И главный совет: обдумывайте каждую свою фразу, старайтесь просто сократить её без потери смысла.

И в конце – анекдот в тему.
- Слушай, ты сам хоть иногда читаешь тот бред, что пишешь?
- Нет, я же писатель, а не читатель!

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: mihail-65@bk.ru
http://www.liveinternet.ru/users/1015041
_________________
Стань донором - спаси жизнь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mary_l Прекрасная леди

Нашедший Окольный Путь


Откуда: Киев


СообщениеДобавлено: 13 Янв 2010 13:39    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Статьи по литературным ошибкам, советам, ляпам и прочему (в начале несколько именно по фэнтези):
http://www.temniykot.narod.ru/forwritershumor.html
Еще на сайте есть кое-что для скачивания - книги и проч.
_________________
Стань донором - спаси жизнь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мир Дельта — Форум полуофициального сайта Оксаны Панкеевой -> Проза: Ваша точка зрения Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Оксана Панкеева рекомендует прочитать:

Цикл завершается последним томом:

Оксана Панкеева, 12-я книга «Распутья. Добрые соседи».