Заметки на полях. Мысли пришедшие по дороге. И всякое такое разное, возникшее при чтении книг Панкеевой и не только. Короче говоря - неудержимый приступ графомани пополам с философией.
Часть 1.
Техника против магии.
Когда говорят «техника» и «магия» часто вкладывают в эти слова разные смыслы, часто не замечая, что магия магии рознь. Как и техника – технике. Для расставления всех точек над i, я захотел для себя сформулировать требования к тому и другому.
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» (Артур Кларк)
Если так, то где же провести черту? Пусть не точно, но хоть на каком отрезке или в каком пространстве?
Из этих размышлений, и внимательного чтения избранных мест из Summa Technologiae появилась такая формулировка.
Технология должна иметь такие свойства, упорядоченные по уровню силы.
«Достижимость»
Возможность получить требуемый результат.
«Повторимость»
Обеспечить повторимость результата при тех же исходных. В крайнем случае – в вероятностной и граничной форме «при n стремящемся к бесконечности вероятность Х стремится к 1» и на тех же средствах наблюдения.
«Отчуждаемость»
Повторимость при средствах наблюдения отличных от первоначальных (при которых получен исходный результат), но считающихся тождественными по своим свойствам.
«Распределимость»
Возможность разделить получение результата на этапы или средства, которые будут выполняться или задействоваться независимо одно от другого.
«Понимание»
Наличие в мировосприятии или модели мира средств описывающих исходный результат и дающих описание других результатов при изменении исходных условий. В крайнем случае – в вероятностной и граничной форме.
Нечто, обладающее всеми этими свойствами, можно называть «чистой» технологией. Нечто, не обладающее ни одним из этих свойств - назвать «чистой» магией.
Те факты, что применение в большинстве случаев подразумевает непосредственное участие человека-«мага» и отсутствие тенденции к уходу от человека к чистым инструментальным решениям – не должны вводить понимающего человека в заблуждение.
Что же тогда представляет собой «магия» в мирах Панкеевой? «Чистую» технологию!
P.S. «Чистая» магия попадается в литературе ой как не часто…
Сумму прочитал давно, забыл.
Но, имхо, есть одно различие
Магия - это нарушение закона сохранения энегрии.
Магия и технология это одно и то же по сути, но разное по способу использования.
Пример. Есть электромагнитное поле. Может ли человек управлять им своим мозгом? Нет. Для управления таким полем создается сложный технический агрегат.
Если представить себе человека, родившегося с мозгом, способным генерировать и принимать электромагнитные волны, вот вам и аналог мага.
Точно так же и сила магии. Ведь магией может управлять не только маг, а человек, имеющий артефакт, либо читающий залинание. В этом случае используется технология, точно так же, как в случае использования устройства электромагнита.
Просто сила, с помощью которой работает магия, на Альфе пока еще не открыта.
Часть 3.
Феодализм. Общественно-экономические формации.
Регулярное употребление слова «феодализм» неспециалистами касательно общественно-экономической формации привело к размыванию его смысла.
В феодализм записывают и систему сеньоральных отношений, и опору экономики на феоды (земли или другие источники дохода, даваемые лордом вассалу), и исторический период в котором кроме собственно феодальной системы власти и производства существовали и другие. (Свободные города, управляемые магистратом или советом цеховых глав.) Наконец, тип организации общества, совмещающий феодалов, коронные, свободные, и частные города, тип зависимости крестьян, наличие гильдий – все это почему-то называют «феодализм».
В нашем случае оперировать термином «феодализм» как историческим периодом – нельзя. По крайней мере, без уточнения, что речь идет о весьма специфическом феодализме Дельты.
Сеньоральная система. Система перераспределения прав и обязанностей в обществе, оперирующая тремя элементами: сеньором, вассалом, и феодом. Сеньоры и вассалы – есть. Имеет ли место опора на феоды? В случае сельского или комплексного хозяйства – да. (Упоминаний о чисто промышленных феодах я не обнаружил.) Имеется ли на Дельте такой «феодализм»? Да.
Сословное общество? Да, но не очень жесткое. Пробиться можно и в маги, и в мистики, и в буржуазию(по крайней мере, эта часть общества выглядит законченными буржуа), и даже в дворяне. Работает множество восходящих социальных лифтов и несколько нисходящих.
Крепостная система. Способ прикрепления крестьян к земле, когда крестьяне получают прибыль от своей работы и заинтересованы в результате (в отличие от рабов), но ограничены в возможности покинуть территорию и уйти искать лучшей судьбы под угрозой репрессий. Вот ее нет.
Также я не заметил сколь-нибудь существенной роли гильдейской (или цеховой) системы, что говорит о сравнительно свободном предпринимательстве и занятии ремеслом. Плати налоги – спи спокойно.
Таким образом, если быть точным, то надо говорить о «феодализме с дельтовской спецификой», при наличии сеньоральной системы и сословий, но без крепостничества и гильдий.
По Марксу, автономное ремесленное производство и развитие торговли – то, что обусловило переход от европейского феодализма к капитализму. На Дельте и то и другое давно имеет место быть. Почему при этом сохранились остатки сеньоральной системы, попробуем выяснить в ходе дальнейшего исследования.
Часть 4.
О материальной основе индустриализации на Дельте.
Наличие трех компонент в производственных силах, в отличие от Альфы, делает ситуацию близкой к той, которая характерна не для индустриальных, а для постиндустриальных сообществ. Довесок в виде эльфов вносит дополнительное воздействие, как по свойствам производственных сил, так и по характеру производственных отношений.
Когда полиплоидные культуры вошли в агропромышленность Альфы? Фактически в 20 веке. На Дельте? Уже давно есть или они, или их аналоги. Скажите спасибо эльфам. Стали бы эти снобы и поклонники утонченности спокойно воспринимать голодные, худые и злые лица окружающих? Это же некрасиво. У них есть средства(сильные маги, как ни смотри), возможность (никто не запрещал) и мотив тоже найдется (сложно ли соблазнить чем-то одного-двух эльфов?).
В ту же копилку идут культуры самостоятельно уничтожающие сорняки и культуры, не боящиеся вредителей. А также культуры устойчивые к климатическим колебаниям. Ну и «по мелочи», например, пшеница, очень плохо выживающая в дикой природе, потому что не осыпается. Зато насколько проще процесс уборки, а?
Для достижения сходных результатов на Альфе надо в начале развить фундаментальную науку, химпром, биохимию и еще кучу дисциплин. На Дельте – попросить одного мага один раз обеспечить одно хозяйство одним стоуном отборного зерна. Даже если у мага ушло на это 100 лет - теперь это уже не важно.
Феодальная структура землевладения в таком случае не является тормозом развития. Наоборот, она способствует товарному производству зерна. (Латифундии и колхозы – тоже.) Селянин-единоличник нанять мага, скорее всего, не сможет. А сеньор-латифундист сможет. Не зря Шеллар говорит о том, что у них нет голода. Альфа смогла похвастаться такими результатами лишь в 20 веке, и то не сразу.
В таких условиях отказ от крепостного права выгоден и феодалам, и государству. Зачем кормить тех, кто плохо работает? Дешевле выгнать их прочь. Избыток селян, в услугах которых никто не нуждается – лучшее топливо для изменений. Власть становится перед выбором: или дать работу этим голодным людям, или они себя сами займут, с весьма предсказуемыми последствиями в виде бунтов. Если людей занять, то есть два пути: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный – война всех против всех, до израсходования «лишнего» человеческого материала. Интенсивный – развитие производства. Стали бы эльфы терпеть что-то вроде Тридцатилетней войны? Ответ очевиден.
Отдельного внимания требует нехарактерная для феодальной Альфы черта – отсутствие существенной роли гильдий, цехов или других объединений по виду деятельности. На Альфе эти структуры способствовали созданию конкурентного преимущества действующих участников перед теми, кто хотел заняться той же деятельностью. Необходимость в интенсификации производства товаров и услуг на Дельте сделала такие гильдии врагами, как государства, так и большей части общества. Начиная с феодалов и заканчивая вчерашними селянами, уволенными за ненадобностью.
Интенсификация производства, при сдерживании роста машиностроения требует очень и очень значительных человеческих ресурсов. Развитие по принципу «производим то, что можем продать» выводит группу промышленности Б на лидирующие позиции. Что отлично подчеркивается магазинами готового платья.
Таким образом, все факторы: сеньоральная система, магия, отсутствие существенной роли гильдий, высокопродуктивное сельское хозяйство – складываются в одну картину.
Первая промышленная революция на Дельте состоялась, но этого не заметил никто, кроме тех, кто управлял этим медленным взрывом.
Причины, по которым этот тихий взрыв не перешел в стадию бесконтрольной эксплуатации, расслоения на бедных и богатых, и прочих проявлений неограниченного капитализма будут рассмотрены далее.
Андрей69
Интересно, как долго живет аккамулятор при зарядке его от молний???