Цитата: |
Жил в тундре старик с глухой старухой и с глухой дочкой. Была у них лиса, которая помогала старику пасти оленей и помогала по хозяйству старухе и дочке.
Приходит однажды старик из стада. Лиса издалека увидела его и побежала встречать. - Ну, как олени, жирные? - спросила лиса. - Ага! - ответил старик. - Ну, идём чай пить в ярангу! —позвала лиса. Ночью лиса тихонько вышла из полога, сняла оленью колбасу, вышла на улицу и съела её. Потом вернулась и легла спать. Утром дочь старика разбудила лису. - Чего ты так долго спала? - спросил её старик. - Высыпалась, чтобы идти в стадо. Взяла лиса аркан, пошла в стадо. Пришла, загнала стадо к озеру и убила всех оленей. Выбирает самые жирные места у оленя и отрезает их. Увидела она, что идёт старик, бросилась ему навстречу. Подбегает, а старик спрашивает её: - Отчего ты так быстро бежишь? - Греюсь, замёрзла. - Ну, иди домой да скажи, чтобы пастуха хорошенько накормили. - Ладно, - ответила лиса и убежала. Подходит старик к озеру. Всё стадо лежит. «Ну, - думает хозяин, - отдыхает табун хорошо!» Ждал, ждал. Подошел ближе, видит - всё стадо убито. Побежал он домой, кричит: - Убейте лисицу! Старуха и дочь вышли из яранги, не поймут, что кричит старик. А лиса говорит им: - Он кричит, чтобы вы поторопились пастуха жирным мясом накормить! Дочь махнула рукой - ладно, мол, накормим. А старик понял: ладно, убьём. Накормили лису жирным мясом. Старуха говорит: - Пойду узнаю, что он кричал... Побежала лиса за старухой. Увидел её старик и опять закричал: - Убей лису, она всё стадо зарезала! Стала старуха ловить лису. Подбежал старик на помощь; вот-вот поймают, а всё только лисий хвост возле рук вьётся. Устали старик со старухой гоняться за лисой, а она засмеялась и убежала от них. Пришли старик со старухой в ярангу, сели чай пить. Старик сетует: - Теперь нет у нас оленей. Из чего мы теперь сошьём кухлянку, торбаза, штаны?.. - А из чего сошьём ярангу? - плачет старуха. - А что мы будем есть? - добавляет дочь. - Пойду и убью лису! - решил старик. Пошёл он в тундру. А лиса вымазалась в золе и вышла навстречу. Увидел её старик и говорит: - Зачем ты моих оленей убила? - Каких оленей? Что ты говоришь, старик? Я больная и никуда не хожу. Старик посмотрел на её след, думает: «Ох, это она у меня всё стадо зарезала!» - Пойдём ко мне в ярангу. Я тебе покажу, где я живу! - зовёт лисица. Пошёл старик к лисе. Она накормила его жирным мясом. Вернулся старик домой. Старуха рассердилась: - Это та самая лиса, которая наше стадо зарезала. Она кормила тебя мясом наших оленей. - И то правда! - согласился старик. |
Цитата: |
Пошёл Сохолылан жениться на лисе. Увидела его лиса и убежала в тундру.
Пошёл Сохолылан жениться на куропатке. Взял в жёны куропатку, прожил с ней один день, убежала куропатка домой. Пошёл Сохолылан свататься, а невеста к другому жениху убежала. Женился Сохолылан на женщине, поставил полог, родила жена двух детей, сына и дочь. Показала сына мужу, а дочь спрятала за полог. Ещё родила жена двух сыновей, а дочь всё время хоронит за пологом. Пошёл Сохолылан в гости к сестре и брату. Угощают Сохолылана мухомором, а Сохолылан не может удержать его в себе. Только проглотит мухомор, он обратно выйдет. Вымоет сестра мухомор, и опять глотает его Сохолылан. Говорит брат Ичча Сохолылану: - Что твоя жена строит, ты не знаешь? - Нет, не знаю, Ичча. Дала сестра Сохолылану торбоза с шипами на подошве, на каких ходят в гололедицу, и две палки, заострённые на концах. Приходит Сохолылан домой. А жена выкрасила ягодным соком деревянного кита и поставила у берега. - Давай попрыгаем! - говорит жена. Не перепрыгнул Сохолылан через кита - вонзил шипы и палки в спину кита. Оттолкнула жена кита от берега, и пошёл кит на дно морское. Просит, молит Сохолылан водоросли: - Поднимите меня со дна морского на берег! - Нет, Сохолылан, когда ты ходил по земле, ты рвал волосы у травы! Говорит Сохолылан кусту: - Помоги подняться со дна морского! - Нет, ты жёг меня огнём, когда ходил по тундре. Проплывают над Сохолыланом рыбы. Кричит им Сохолылан: - Рыбы, рыбы, поднимите меня со дна морского на берег! - Нет, Сохолылан, когда ты ходил по берегу, ты ловил нас и резал на юколу. Увидел Сохолылан мухомор, взмолился ему. Говорит мухомор: - Ты хорошо относился ко мне на земле, любил меня и искал меня, и когда меня ел, тебе весело было, ты песни пел! Поднял мухомор Сохолылана со дна морского: - Вот тебе жена моя, съешь её, и тебе будет весело! Сохолылан лёг на берег и поёт песни: - Я съел жену, и мне стало весело! Услыхала жена голос мужа и говорит сыновьям: - Ваш отец идёт из гостей, идите привезите его домой! Позвал отца старший сын. Не слушает Сохолылан, песни поёт. Пошёл младший сын за отцом, хотел поднять его. Выдернул нож Сохолылан и срезал сыну на руке бородавку. Увидела мать облитого кровью сына и разрезала сама себя на куски. И сказала: - Ноги и руки мои - вечерней звезде, а голова моя - утренней заре. Поёт Сохолылан, чтобы жена его услыхала с того света. Поёт он, поёт, и силы его покидают. Подошёл к нему шаман, плюнул ему в рот, и запел он так громко, что услыхала жена его с того света и удивилась, как мог сюда попасть её муж. Сделал Сохолылан летающую байдару из моржового клыка и полетел к умершей жене. И привёз её домой к своим детям. …Проснулся утром Сохолылан с тяжёлой головой. Дала ему жена чаю и мяса и сказала: - Ты чуть вчера не умер от мухомора. Сыновья тебя нашли в тундре, едва догнали. Не догнали бы, да ты высоко поднимал ноги. |
Цитата: |
Две сестры пошли в тундру по пикшу. Брали-брали они ягоды, вдруг младшая сестра говорит:
- Посмотри, шар падает с неба! - Ничего не падает, бери-ка лучше ягоду, а то зимой ягод не будет. А шар совсем близко. Испугалась младшая, спряталась под кочку, а шар упал возле старшей сестры и стал богом. - Разве ты одна? - спросил бог. Девочка оглянулась, видит: младшей сестрёнки нет. - Одна. - Я видел двоих. - Нет, я одна. - Идём ко мне, - сказал бог. - Я не пойду. Тогда бог вытащил большой, кривой нож и стал точить о камень. Девочка испугалась и сказала: - Ладно. Иди вперёд, покажи дорогу. - Нет, иди ты вперёд. Приходят они в сопки. Яранга бога сделана из целой скалы. Бог спрашивает: - Что ты ела дома? - Мясо оленье, медвежье и нерпичье. Пошёл бог на охоту, убил дикого оленя, стал кормить девочку. Девочка ест да поправляется. Съела она оленя, бог опять пошёл на охоту и сказал: - Ничего здесь без меня не трогай, а главное - не смотри здесь ничего. Вышел из яранги и сказал: - Сопка закройся! - и сопка закрылась. Стало темно в яранге. Разожгла девочка костёр, взяла лучину, стала осматривать ярангу и увидела много скелетов. У каждого скелета была живая голова. Испугалась девочка. Одна голова говорит ей: - Тебе будет то же самое, что и нам. Покормит, покуда ты не разжиреешь, а потом обгложет твои кости! Девочка заплакала. В это время в дымоход заглянула лиса. Девочка обрадовалась и закричала: - Ой, живая, живая лисичка! Лиса сказала: - Да, я живая! Девочка попросила лису помочь ей выбраться из яранги. Лиса говорит: - Скажи те же слова, и сопка откроется. Так и сделала девочка. И сопка открылась. Выскочила девочка из яранги и говорит лисе: - Пойдём поскорее отсюда! - Возьми камень, ветку и кусок льда! - велела лиса. Бегут-бегут они, видят - догоняет их бог. - Брось камень позади себя! - сказала лиса. Бросила девочка камень, - стала громадная сопка позади. Стал бог карабкаться на сопку, а лиса с девочкой побежали дальше. Бегут-бегут, - опять погоня близко. Бросила девочка ветку, - стал за ними лес. Добежали они до яранги лисы. Лиса говорит: - Беги домой, я задержу погоню. Девочка убежала домой. Лиса бросила кусок льда - стала река. Подбежал бог к реке, кричит лисе: - Помоги мне перебраться через реку! - Найди раковину и на ней переплывешь. Нашёл бог двустворчатую раковину. Сел в неё и погрузился в воду, замочил штаны. Приходит он к лисе. Лиса вымазалась золой, лежит и охает: - Вынеси, пожалуйста, горшок! Я не могу, хвораю. - Куда его вылить? - спросил бог. - В обрыв. Я тебе покажу! Лиса хотела встать, а бог говорит: - Не надо. Я не люблю, когда позади меня кто-нибудь идёт. Пошёл он выливать горшок. А лиса - за ним следом. Оглянулся бог, стала лиса веткой. Пошёл бог дальше, лиса - опять за ним. Подошёл он к краю пропасти, оглянулся, - стала лиса ягодкой. Наклонился он, дернула лиса его за ногу, и полетел бог в пропасть. - Ай, ай! - закричал бог, - мне жалко, горшочек разобью! - Мне ни тебя, ни горшка не жаль! - ответила лиса. Так бог и разбился вместе с горшочком. |
Cherie писал(а): |
Я думаю, все мы читали в детстве сказки, но порой перечитывая некоторые из них, хочется задать себе вопрос: кто придумал этот ужас и как можно так травмировать детскую психику) |
Цитата: |
КУРОЧКА
(Пересказал: А. Афанасьев) Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: -- Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Просвирня как услыхала -- все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал. |
Sanja писал(а): |
А вот старая, добрая, привычная "Курочка ряба" в пересказе Афанасьева, помню меня впечатлил этот вариант. |
Jylia писал(а): |
Например колобок, это не мучное изделие, а крепкий круглый женский зад |
Sanja писал(а): |
А народные волшебные сказки изначально не для детей придумывались... Там вообще, все сурово |
Альфийка писал(а): |
"И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!» " |
Альфийка писал(а): |
если уж на то пошло, зайчик бежал по дорожке, а не по рельсам |
Альфийка писал(а): |
"А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется." |
Альфийка писал(а): |
если уж на то пошло, зайчик бежал по дорожке, а не по рельсам |
Цитата: |
Жили-были мышь и сорока. Однажды ушла мышь за сеном и наказала сороке мешать щи. Принялась сорока мешать да и свалилась в самые щи. Мышь вернулась, стучится, зовет:
— Сестрица-сорока, отвори! Отвори! Не отворяет сестрица-сорока. Поискала мышь дырку в доме, нашла и пролезла сквозь нее. Открыла двор, втащила воз сена, скидала его и пошла в избу. Вошла в избу, села щи есть, попалась в щах сорока, съела сороку, сделала из костей сороки лодку, опустилась к реке, уселась и запела: Вверх и вниз по реке мышь плывет В лодке из костей сороки. С шестом из костей выдры, С веслом из бобрового хвоста. От песчаного берега шестом отпихивается, От крутого веслом правит! А навстречу — заяц: — Мышка-сестричка, возьми меня! — Не возьму, лодка мала… — Я только одну лапку положу… — Ну, что ж с тобой поделаешь! Садись! А сама опять запела: Вверх и вниз по реке мышь плывет В лодке из костей сороки. С шестом из костей выдры, С веслом из бобрового хвоста. От песчаного берега шестом отпихивается, От крутого веслом правит! Идет навстречу лиса. — Мышка-сестричка, возьми меня! — Не пущу, лодка мала, и нас и так двое… — Я только лапку положу… — Ну, что ж с тобой делать! Садись! И опять запела: Вверх и вниз по реке мышь плывет В лодке из костей сороки. С шестом из костей выдры, С веслом из бобрового хвоста. От песчаного берега шестом отпихивается, От крутого веслом правит! А навстречу — волк: — Мышка-сестричка, возьми меня! — Не пущу, лодка мала... — Я только лапку положу… — Ну, что ж с тобой делать! Садись! Запела еще громче мышь: Вверх и вниз по реке мышь плывет В лодке из костей сороки. С шестом из костей выдры, С веслом из бобрового хвоста. От песчаного берега шестом отпихивается, От крутого веслом правит! Идет навстречу медведь. — Мышка-сестричка, возьми меня! — Нас и так много. Тебе и сесть негде! — Я только лапку положу… — Ну, что ж с тобой делать! Садись! Уселся медведь, и лодка опрокинулась, и все потонули. Остался медведь один и запел: Вверх и вниз по реке мышь плывет В лодке из костей сороки. С шестом из костей выдры, С веслом из бобрового хвоста. От песчаного берега шестом отпихивается, От крутого веслом правит. |
Цитата: |
…Наконец, один богатырь подошел к Кузьме совсем близко, наклонился и спрашивает:
— Что прикажешь делать? — А сам не знаешь? — закричал на него Кузьма.—Руби всех, чтоб ни одного не осталось, да пошли к царю, чтоб слал вдвое войско больше, если не отдаст корону! Богатырь поклонился Кузьме, изрубил единым духом все войско и вернулся доложить Кузьме, что войска не осталось. Назавтра прислал царь еще больше войска, но богатырь его опять изрубил. А Кузьма все еще не встает, все еще прохлаждается, слушает, как богатыри ему докладывают: изрубили, мол, столько-то да столько-то, а еще пришлют — еще изрубим… |
Цитата: |
…Пришло время, умерли отец с матерью, остались дети сиротами.
— Что же мы теперь делать будем? — спрашивает братик старших сестер. — Курочек зарежем и съедим,— отвечают сестры. Зарезали курочек — съели, зарезали барашка — съели, зарезали бычка — съели. А больше в хозяйстве ничего нет. Осталась одна собачка. |
Цитата: |
И все бы хорошо, но концовки сказок меня ужаснули.
Есть у них фишка такая: главному злодею описывают созданную им ситуацию и спрашивают, какое наказание заслуживает виновный, а потом именно таким способом наказывают злодея. Варианты: посадить в бочку, утыканную гвоздями, и сбросить с горы; взять уже известную нам бочку и привязать к дикой лошади; раскалить докрасна железные башмаки и заставить в них танцевать и т.д. |
Цитата: |
Ну как можно читать своему ребенку вот такие, к примеру, строки: «У бедняка было в семье и скудно и голодно; а с той поры, как наступила большая дороговизна, у него и насущного хлеба иногда не бывало. И вот однажды вечером лежал он в постели, раздумывая и ворочаясь с боку на бок от забот, и сказал своей жене со вздохом: "Не знаю, право, как нам и быть! Как будем мы детей питать, когда и самим-то есть нечего!" - "А знаешь ли что, муженек, - отвечала жена, - завтра ранешенько выведем детей в самую чащу леса; там разведем им огонек и каждому дадим еще по кусочку хлеба в запас, а затем уйдем на работу и оставим их там одних. Они оттуда не найдут дороги домой, и мы от них избавимся". "Нет, женушка, - сказал муж, - этого я не сделаю. Невмоготу мне своих деток в лесу одних оставлять - еще, пожалуй, придут дикие звери да и растерзают". - "Ох ты, дурак, дурак! - отвечала она. - Так разве же лучше будет, как мы все четверо станем дохнуть с голода, и ты знай строгай доски для гробов».
История про бедных Ганзеля и Гретель в буквальном смысле леденит кровь. Но давайте на минуту отвлечемся и будем рассуждать логически. Братья Гримм, перу которых и принадлежат ужасные строки, приведенные выше, жили на рубеже 18 и 19 веков. О ту пору вся педагогика сводилась к устрашению, а ребенок считался недочеловеком. Ценности детства, которая превалирует в цивилизованном обществе сейчас, тогда как таковой не было. Германия, в которой родились и жили Гримм, была бедной раздробленной на куски страной, жизнь в которой и впрямь была несладкой. Реалии тогдашней крестьянской жизни были весьма жестки. Тут уж не до сантиментов, когда гробы тачать приходится… Так что простим авторам их ужасные слова. Кроме того, не стоит забывать, что братья Гримм были профессиональными филологами и лингвистами. Они глубоко изучали немецкий язык и литературу и зачастую черпали сюжеты в древнегерманском фольклоре. А истинно фольклорные произведения зачастую полны таких ужасов, что не снились ни Гриммам, ни Андерсену, ни даже приснопамятному Толкиену. Кровавые драмы составляли суть менталитета воинственных варваров, от которых, в конечном итоге, и произошли современные немцы. Если оставить в стороне исторические и филологические изыскания, мораль сказки о Ганзель и Гретель не так уж несовременна. В ней и история о братско-сестринской любви и взаимовыручке, и о том, как важно быть находчивым и ловким, и о том, как просыпаются поздние отцовские чувства и приходит понимание истинных ценностей. И даже о том, что бывает, когда взрослый мужчина находятся под каблуком у женщины и не может принять самостоятельного решения. А то, что страшно в начале – так в конце все хорошо кончается! Правда, злая мачеха все-таки умерла, но это даже где-то логично… Кстати, беспокоится особенно не о чем. Большинство детей старше 5 лет достаточно хорошо понимает грань между выдумкой и реальностью и за чистую монету историю Ганзель и Гретель не примет. А если все равно боитесь, так изучите все сказки заранее наедине с собой. И просто не читайте детям того, что вас так смущает. |